В конце 2023 – начале 2024 года в законодательстве, касающемся сферы ЖКХ, был принят ряд важных поправок. Кроме этого, в Госдуму внесены новые законопроекты, которые в данный момент рассматриваются и могут вступить в силу в течение 2024 – начале 2025 годов.
Финконт учебный центр
7 новинок в сфере ЖКУ 2023-2024, на которые стоит обратить внимание
В конце 2023 — начале 2024 года в законодательстве, касающемся сферы ЖКХ, был принят ряд важных поправок. Кроме этого, в Госдуму внесены новые законопроекты, которые в данный момент рассматриваются и могут вступить в силу в течение 2024 — начале 2025 годов.
В таблице 1 приводим поправки, на которые обратить внимание РСО, управляющим организациям и пользователям коммунальных услуг.
Таблица 1. Изменения в сфере ЖКУ 2023-2024
Изменение |
Особенности |
Нормативный акт |
1. Скорректировали порядок заключения и расторжения прямых договоров с РСО и региональным оператором ТКО. |
Если общее собрание собственников помещений в МКД не определило дату заключения прямого договора с РСО, региональным оператором по обращению с ТКО, договоры считаются заключёнными через 90 дней со дня получения такими РСО и региональным оператором копий решения и протокола общего собрания по вопросу заключения договора. Копии документов направляются заказным письмом или вручаются под подпись. Изменить и расторгнуть прямые договоры с РСО и региональным оператором ТКО возможно при получении согласия всех собственников помещений в МКД. В остальном изменение и расторжение таких договоров происходит в порядке, предусмотренном ГК РФ и ЖК РФ. В 2024 году Правительство РФ может устанавливать особенности:
Поправки действуют с 23 декабря 2023 года. |
Федеральный закон от 12 декабря 2023 № 593-ФЗ. Поправки в ЖК РФ, а также в Закон от 14 марта 2022 № 58-ФЗ. |
2. Расширили перечень оснований для председателя МКД по представлению интересов собственников в суде. |
Ранее председатель совета МКД вправе был представлять интересы собственников помещений МКД в суде только на основании выданных ему доверенностей. Теперь представление интересов возможно без доверенности, если общее собрание собственников наделит его таким полномочием. Нововведение упростило процедуру обращения председателя МКД в суд, а также расширило его возможности эффективно защищать нарушенные права собственников помещений. Поправка действует с 12 декабря 2024 года. |
Федеральный закон от 12 декабря 2023 № 592-ФЗ. Изменения в ст. 161.1 ЖК РФ. |
3. Усовершенствовали процедуру тарифного регулирования в сфере теплоснабжения. |
Исключили норму об установлении уполномоченным органом предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более. Кроме того, в связи с отсутствием правовой регламентации отношений в сфере теплоснабжения для муниципальных округов предусмотрели соответствующие полномочия муниципальных округов по аналогии с полномочиями городских округов. Установили, что утверждение схем теплоснабжения муниципальных округов уполномоченными органами должно быть осуществлено до 1 января 2026 года, за исключением схем теплоснабжения, отнесённых к ценовой зоне теплоснабжения полностью или в части отдельных территорий муниципального округа. Изменения действуют с 8 марта 2024 года. |
Федеральный закон от 26 февраля 2024 № 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О теплоснабжении“». |
4. Идентификации при оплате ЖКУ до 60 тысяч рублей могут отменить. |
Предельный размер суммы платежа, при котором не требуется идентификация клиента — физлица, ввели в 2006 году для отдельных операций, в том числе для платежей за жилое помещение и коммунальные услуги. На данный момент предельный размер платежа, который не требует идентификации граждан, составляет 15 тыс. руб. За 14 лет размер платы за жилое помещение и комуслуги существенно вырос. И в целом ряде наиболее населённых регионов проводить идентификацию требуется для порядка 50% всех плательщиков за ЖКУ. В федеральном масштабе при действующем лимите платежа, не требующего идентификации — это не менее 200 000 плательщиков ежемесячно. Что создаёт огромную нагрузку на ИРЦ. Повышение текущего лимита до 60 000 рублей направлено на то, чтобы снять с ИРЦ обязанность проводить идентификацию в отношении большинства низкорисковых плательщиков, тем самым снизить нагрузку и ускорить обслуживание граждан. |
Законопроект № 455879-8 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма“». |
5. Разработан новый профстандарт для специалистов по управлению МКД. |
В новом профстандарте уточнили трудовые функции и квалификационные требования. Документ может вступить в силу с 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2030 года. Со вступлением в силу нового Приказа, действующий стандарт, утверждённый Приказом Минтруда от 31 июля 2019 г. № 538н, утратит силу. |
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта „Специалист по управлению многоквартирными домами“» (подготовлен Минтрудом России 22.01.2024). |
6. УО могут обязать ежеквартально детально отчитываться перед жильцами о поступлениях и расходах на текущий ремонт. |
Плату за текущий ремонт предлагают выделить в отдельный и самостоятельный вид платежа в составе платы за содержание жилого помещения. Законопроект также направлен на повышение собираемости платежей за ЖКУ, за счёт применения к платежам по текущему ремонту, правила перехода задолженности к новому собственнику при переходе права на помещение (по аналогии с капремонтом). Также предусматривается порядок размещения организацией, осуществляющей управление МКД, отчётности о количестве поступивших средств, о сумме задолженности, а также о стоимости запланированных и выполненных работ по текущему ремонту. Предполагается, что с 1 января 2025 года такая информация будет доступной для граждан в системе ГИС ЖКХ с ежеквартальным обновлением. |
Законопроект № 575479-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ». |
7. Операторов по обращению с ТКО могут обязать заключать договоры с собственниками. |
На федеральном уровне предлагают закрепить обязанность заключать письменные договоры на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, по аналогии с договорами на оказание других коммунальных услуг (газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение и др.) с собственниками ТКО, расширить перечень субъектов, которые вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором при наличии определённых оснований. Законопроект призван исключить начисления за неоказываемую коммунальную услугу по обращению с ТКО и снизить затраты граждан (особенно тех, которые конклюдентных действий, со своей стороны, в том, числе подтверждающих акцептирование оферты не совершали) и юрлиц, в том числе и бюджетной сферы, а также снизить нагрузку на судебные органы по судебным делам в сфере обращения с ТКО. |
Законопроект№ 531765-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“» (в части совершенствования порядка заключения договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО). |