Гособоронзаказ: новое в правовом регулировании, работе с контрактами, ответственность и контроль в сфере ГОЗ

Гособоронзаказ: новое в правовом регулировании, работе с контрактами, ответственность и контроль в сфере ГОЗ

В 2024 году значительно изменились требования при заключении и исполнении контрактов в сфере государственного оборонного заказа. Курс для юристов в сфере ГОЗ, на котором рассматриваются сложные вопросы юридического сопровождения государственных контрактов, новые правила об ответственности и пути минимизации рисков наложения штрафов, дисквалификации и привлечения к административной и уголовной ответственности.

Дата проведения: 20 - 22 ноября 2024 с 10:00 до 17:30

Артикул: СП10538

Вид обучения: Курс повышения квалификации

Формат обучения: Онлайн-трансляция

Срок обучения: 3 дня

Продолжительность обучения: 24 часа

Стоимость участия: 49 800 руб.

Для участников предусмотрено: Методический материал.

Документ по окончании обучения: По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной Департаментом образования и науки города Москвы).

Для кого предназначен

Руководителей и специалистов юридических департаментов, договорных отделов предприятий-участников кооперации в сфере ГОЗ.

Цель обучения

Рассмотреть сложные вопросы юридического сопровождения при исполнении госконтракта, получить практические рекомендации по минимизации рисков привлечения к административной и уголовной ответственности.
Это мероприятие можно заказать в корпоративном формате (обучение сотрудников одной компании).





Программа обучения

День 1.

Правовые основы госрегулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением гособоронзаказа.

  • Анализ основных НПА, связанных с заключением, изменением и расторжением контрактов в сфере ГОЗ. ФЗ «О государственном оборонном заказе» 275-ФЗ и др. Особенности взаимодействия 44-ФЗ (223-ФЗ) и 275-ФЗ через кооперацию исполнителей. Законодательные изменения 2023-2024 гг. Составные части системы государственного оборонного заказа.
  • Признаки перехода к мобилизационному типу управления государственным оборонным заказом. У производителя, доминирующего на рынке, исчезает возможность отказаться от ГОЗ. Цифровизация управления производством и поставкой в сфере ГОЗ.
  • Риск-ориентированный контроль — составная часть системы внешнего государственного регулирования гособоронзаказа. Применение риск-ориентированного подхода в сфере ГОЗ. Когда, и по какому поводу ждать проверку ФАС?
  • Схема внешнего мониторинга возникновения рисков неисполнения контрактов ГОЗ. Особенности риск-ориентированного контроля в зависимости от схемы финансирования контрактов и системы сопровождения в ГОЗ. Как работает модуль «Риск-мониторинг» в ЕИС. Организационные риск-ориентировки.
  • На кого и в каком объеме распространяются требования № 275-ФЗ в кооперации сопровождаемых сделок или в производственной кооперации. Условия формирования кооперационной цепи участников ГОЗ. Стороны ГОЗ, их правовой статус, права, обязанности (государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя, субподрядчиков исполнителя, а также иных лиц). Как отследить участников кооперации сопровождаемых сделок.
  • Распространение обязанностей и ограничений закона о ГОЗ на участников цепочки кооперации головного исполнителя. Ответственность исполнителей гособороконтрактов за неуведомление исполнителей, нецелевое использование денежных средств и др.
  • Идентификатор государственного контракта (ИГК) как инструмент разграничения проектов поставки оборонной или гражданской продукции. Необходимость включения ИГК в контракты, заключаемые с исполнителями в рамках сопровождаемых сделок. Система сопровождения контрактов исполнения гособоронзаказа.
  • Контрактная служба участника кооперации гособоронзаказа, обеспечивающая бизнес-процессы исполнения контрактных обязательств. Варианты схем юридического обеспечения деятельности предприятия.
  • Постепенный переход от классической иерархической системы управления к сетецентрической модели. Матричная организационная система.
  • Усиление персональной ответственности за принимаемые управленческие решения. Разбираем причины возможного уголовного преследования в сфере ГОЗ.

День 2.

  • Раздельный учет и регулярный менеджмент, нацеленные на результат финансово-хозяйственной деятельности. Что должен обеспечить результат раздельного учета для госзаказчика. Управленческая схема взаимодействия финансового мониторинга платежей по каждому контракту ГОЗ с отдельных счетов с системой получения учетных данных. Что требует регулярный менеджмент на основе раздельного учета затрат
  • Требование режима использования отдельного счета. Особенности банковского или казначейского сопровождения контрактов по ГОЗ. Юридические аспекты приостановки или блокировки движения денежных средств. Правовые документы, содержащие критерии приостановки банковских или казначейских операций по счетам. Схема взаимодействия сторон конфликта и рекомендации по обеспечению юридической защиты интересов участников кооперации при блокировке денежных средств на счетах.
  • Юридическая значимость внутреннего мониторинга по включению затрат в себестоимость производства (реализации) продукции военного назначения. Что должен знать юрист предприятия о требованиях к формированию затрат и обоснованию цены на оборонную продукцию.
  • Как, и за счет чего формируется рентабельность (прибыль). Как конкуренция влияет на рентабельность (прибыль).
  • Анализ результатов правоприменительной практики согласования плановых показателей, учет позиции ФАС. Роль и задачи военных представительств.

Гособоронконтракт: порядок заключения, специфика оформления.

  • Анализ действий юридической службы участника кооперации производства оборонной продукции по управлению исполнением контрактов на этапах: организации деятельности контрактной службы заказчика. Схема взаимодействия контрактной службы исполнителя с органами военного управления и другими предприятиями ОПК в процессе исполнения государственного контракта; управления исполнением контрактных обязательств.
  • Влияние последних изменений в 44-ФЗ. Антикризисные и антисанкционные меры поддержки предприятий в 2023-2024 годах.
  • Параллельный импорт. Правовые основы заключения договора поставки в юанях. Разбор текстовых блоков, которые включаются в контрактные обязательства.
  • Закрытые закупки. Особенности проведения закрытых аукционов. Порядок работы с закрытыми электронными закупками (АСТ ГОЗ).
  • Рекомендации банковских специалистов, помогающие снизить риски в текущих расчетах с поставщиками, при расходах на запасы, для возмещения ранее понесенных затрат, и др., которые следует знать юристу предприятия.
  • Несколько соисполнителей. Правовая основа и формат распределения обязательств и ответственности среди нескольких соисполнителей.
  • Разбор ситуаций, когда договор с поставщиком не содержит ИГК, ссылок на гособоронзаказ, а расчеты производятся без использования отдельных счетов. Разбираем инструкцию Промсвязьбанка о том, какие режимы использования спецсчетов могут не содержать ИГК.
  • С сентября 2022 года начали действовать типовые условия контрактных обязательств. Анализ основных требований к содержанию и типовые условия ГОЗ-контрактов.
  • Особенности формирования «рамочных» договорных отношений в ГОЗ.
  • Группы показателей эффективного управления исполнением контрактов.

Разбор правовых основ отказа от заключения контракта выполнения ГОЗ. Порядок внесения изменений в заключенные и реализуемые контракты. Пересмотр условий (в т.ч. изменения цены/сметы, сроков, требований к качеству и составу работ).

День 3.

Исполнение и приемка. Схема закрытия контрактов. Подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта.

Результаты решения проблемы по изменению контрактов. Что делать, если привезли товар, который отличается от запланированных показателей. Несоответствие товара и ГОЗ экспертиза.

Типовые споры по ГОЗ-контрактам. Анализ позиций заказчиков, исполнителей, контрольно-надзорных органов на основе примеров согласования фактических затрат при ориентировочной цене госконтракта. Контрольные сроки, которые необходимо соблюдать в схеме перевода из ориентировочной в фиксированный вид цены.

Особенности претензионной и исковой работы по ГОЗ-контрактам. Несоблюдение требований целевого использования государственных средств при выполнении контрактов ГОЗ Специфика регулирования отношений в рамках заключения и исполнения контрактов по ГОЗ. Разбираем практический пример организации схемы возмещения ранее понесенных расходов. Какая информация из итогового отчете контрактной службы по исполнению обязательств в ГОЗ поможет юристу контролировать состояние текущих обязательств: оборонный заказчик должен исполнителю или наоборот поставщик должен государству.

Полномочия ФАС России и других органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции за исполнением ГОЗ и пределы их компетенции. Особенности антимонопольного контроля в сфере ГОЗ и требования в сфере ГОЗ в соответствии со ст. 14 ФЗ от 29.12.2012 № 275-ФЗ. Антимонопольные требования закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к закупкам в сфере ГОЗ. Основания и порядок проведения проверок и возбуждения дел о нарушении законодательства в сфере ГОЗ. Плановые и внеплановые проверки с учетом моратория 2022 (ПП РФ от 10.03.2022 № 336). Риск-ориентированный подход.

Нарушения, выявляемые ФАС при осуществлении контроля (надзора) в сфере ГОЗ. Практика пресечения нарушений антимонопольного законодательства при осуществлении закупок в сфере ГОЗ. Административная ответственность за нарушения законодательства в сфере ГОЗ. Составы административных нарушений, обжалование решений и предписаний антимонопольного органа. Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности (по ст.7.29.2 КоАП РФ; по ст.14.55 КоАП РФ; по ст.15.37 КоАП РФ) и иных. Особенности применения административной, уголовной и корпоративной ответственности при мобилизации (Федеральный закон от 24.09.2022 № 365-ФЗ, Указ Президента РФ от 03.03.2023 № 139). Эффективное взаимодействие с антимонопольными и иными контролирующими органами, снижение рисков привлечения к ответственности.



Преподаватели

ЗАИКА Олег Викторович

Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса, экс- заместитель руководителя управления- начальник отдела контроля государственного оборонного заказа Санкт-Петербургского УФАС России.


ЧУРИЛИН Валерий Аркадьевич

Эксперт-практик по государственным и корпоративным закупкам, член общественной группы экспертов по подготовке закона о Контрактной системе закупок, консультант по вопросам организации закупок для предприятий ВПК и Министерства обороны РФ. Преподаватель, аккредитованный в ЗАО "Сбербанк-АСТ".


Образование:

Окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы ( г. Москва) «Государственное и муниципальное управление» и Санкт-Петербургский государственный технический университет «Финансы и кредит.

Партнер и представитель в Северо-Западном регионе системы электронных торгов «Сбербанк-АСТ» государственного (муниципального) заказа России. Преподаватель, аккредитованный в ЗАО "Сбербанк-АСТ".

Опыт работы:

Директор Департамента маркетинга, оценки и инвестиционного проектирования Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты;

Генеральный директор ООО «Северо-Западная Лизинговая Компания» и ООО «Консалтинговая группа «ЛАИР»;

Региональный директор АОЗТ «Торгово-кредитное товарищество», АОЗТ «Управляющая компания «ЛЭК», ОАО «Инвестиционная Компания «Финансовый Холдинг «Империя»;

Финансовый директор в «Частный инвестиционный фонд», АКБ «Инвестиционный «Технохимбанк», ОАО «Коммерческий Банк «Петро-Аэро-Банк»;

Заместитель генерального директора ООО «Северо-Западная Лизинговая Компания», ООО «Консалтинговая группа «ЛАИР».