Последние изменения законодательства о закупках по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ
17.08.2015
Предлагаем Вашему вниманию обзор последних новостей в сфере регулирования закупок по законам №44-ФЗ и № 223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые обязанности заказчиков по 44-ФЗ; стандарт закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц от ФАС; идентификационный код закупки; планируемые изменения 44-ФЗ.
1. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2015 г. № 110н внесены изменения в Приказ Минфина России от 18.12.2013 № 126н "О порядке формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий".
- Предусмотрена возможность включения документов в реестр в форме электронного документа.
- Установлена обязанность Заказчика разместить в реестре информацию не только об отказе в принятии банковской гарантии, но и о прекращении обязательств поставщика, обеспеченных банковской гарантией, о возвращении банковской гарантии банку или об уведомлении, направляемом заказчиком банку, об освобождении от обязательств по банковской гарантии.
- Внесены уточнения в порядок формирования информации о месте нахождения банка, заказчика, поставщика.
- Установлено, что информация о прекращении обязательств поставщика, обеспеченных банковской гарантией, о возвращении банковской гарантии банку или об уведомлении об освобождении от обязательств по банковской гарантии, будет формироваться в информационной системе автоматически на основании информации реестра контрактов.
Приказ Министерства финансов от 13.07.2015 г. № 110н вступает в силу 23 августа 2015 г.
2. Поставщикам (подрядчикам, исполнителям) для получения авансов по контрактам и освобождения от внесения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ необходимо открыть счет в отделении Федерального казначейства – об этом письмо Минфина и Федерального казначейства № 02-01-09/35943 / № 07-04-05/03-411 от 22 июня 2015 года.
3. В Государственную Думу Правительством внесен подготовленный ФАС законопроект о введении новых штрафов за нарушение требований закона № 44-ФЗ. Номер законопроекта – 848302-6.
Законопроектом предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к планированию, обоснованию закупок, проведению экспертизы поставленного товара, размещение извещения о закупке, если информация не включена в план-график. Предлагаемые размеры штрафов для должностных лиц заказчика – от 10000 руб. до 30000 руб., за повторное нарушение – дисквалификация сроком на один год.
За судьбой законопроекта можно следить на сайте Государственной Думы
4. Минэкономразвития утвердило порядок формирования идентификационного кода закупки – издан приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки".
Код будет присваиваться только тем закупкам, которые в плане-графике отражаются отдельной строкой.
36 цифр кода будут отражать, в том числе, код заказчика и код объекта закупки по каталогу, а также вид расхода по бюджетной классификации.
Приказ вступает в силу с 1 января 2016 г., но будет использоваться при планировании закупок на 2017 г. и последующий период.
5. На сайте Минэкономразвития опубликованы результаты мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по итогам I-II квартала 2015 года.
В результате мониторинга сделаны следующие выводы и предложения:
1) Результаты мониторинга показывают, что действующая редакция Закона № 223-ФЗ не в полной мере обеспечивает развитие добросовестной конкуренции, гласность и прозрачность закупки.
2) Значительное количество (более 2700) малопонятных способов закупок, применяемых заказчиками, затрудняет участие в закупках организаций малого и среднего предпринимательства.
3) Существующая система информационного обеспечения закупок заказчиков не позволяет оценить, все ли организации, которые должны применять Закон № 223-ФЗ, зарегистрированы на официальном сайте и применяют его положения.
4) Действующий перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчиков не обеспечивает надлежащую защиту законных интересов участников закупок. Кроме того, отсутствует система контроля со стороны учредителей, в том числе субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за закупочной деятельностью учрежденных ими государственных (муниципальных) унитарных предприятий, автономных учреждений, хозяйственных обществ с преобладающей долей государственного (муниципального) участия.
5) Отсутствие регламентации деятельности операторов электронных площадок не обеспечивает развитие электронных торгов в сфере закупок заказчиков. Деятельность операторов электронных площадок не контролируется государством и не является предметом обжалования.
6) Ежемесячные отчеты о закупках, публикуемые заказчиками на официальном сайте, неинформативны, так как имеют значительное количество неточностей.
7) Необходимо обеспечить информирование представителей малого и среднего предпринимательства о вступлении в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352, а также о реализации программ партнерства крупнейшими заказчиками.
6. На официальном сайте Минэкономразвития опубликован Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам II квартала 2015 года.
В результате мониторинга сделаны следующие предложения по совершенствованию законодательства
1) Учет в квоте закупок у СМП и СОНКО объема закупок у единственного поставщика по результатам несостоявшихся процедур.
Предлагается внести изменения в часть 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, согласно которой все закупки, осуществленные у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, по результатам несостоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проведенных в соответствии со статьей 30 Закона № 44-ФЗ для СМП и СОНКО, будут учитываться в объем закупок у СМП и СОНКО.
2) Отмена согласования с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком, подавшим заявку на участие в закрытой процедуре (при условии, что данная заявка признана соответствующей требованиям документации о закупке).
3) Исключение обязанности заказчика указывать в извещении о проведении предварительного отбора начальную (максимальную) цену контракта.
4) Необходимость устранения неоднозначного толкования норм о праве заказчика на заключение контракта со вторым номером при уклонении от заключения контракта победителя. Частью 4 статьи 54, частью 12 статьи 78 и частью 17 статьи 83 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при уклонении победителя конкурса, запроса котировок или запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки, и заключить контракт с участником конкурса (запроса котировок, запроса предложений), заявке на участие которого присвоен второй номер. При существующей лингвистической конструкции норм, не может быть сделан однозначный вывод о том, имеет ли заказчик возможность произвести закупку у участника, заявке которой присвоен второй номер, до обращения в суд.
5) Необходимость уточнения формулировки положения Закона № 44-ФЗ, касающегося срока предоставления ответа на запрос. Согласно части 4 статьи 65 Закона № 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе. Таким образом, заказчики обязаны размещать ответ на запрос в выходные и в праздничные дни.
6) Необходимость корректировки требования о направлении заказчиком по результатам несостоявшегося конкурса проекта контракта поставщику (подрядчику, исполнителю) до получения положительного решения контрольного органа в сфере закупок о согласовании осуществления закупки у единственного поставщика. Согласно части 12 статьи 53 Закона № 44 один экземпляр протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта. При этом в случае признания конкурса несостоявшимся в соответствии с частью 13 статьи 51, частью 6 статьи 53 Закона № 44 заказчик обязан направить обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в контрольный орган в сфере закупок в течение 10 дней и не вправе заключать контракт до получения согласования. В связи с этим, необходимо дополнить часть 12 статьи 53 Закона № 44-ФЗ положением о том, что в случае если конкурс признан несостоявшимся в соответствии с частью 13 статьи 51 и частью 6 статьи 53 Закона № 44, заказчик направляет проект контракта участнику только после получения от уполномоченного на осуществление контроля органа согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Реализовать указанные предложения Минэкономразвития России предполагает посредством подготовки и внесения в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ.
7. На официальном сайте Федеральной антимонопольной службы 21 июля 2015 г. размещен «СТАНДАРТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ», призванный на основе лучших практик применения закона № 223-ФЗ оптимизировать и унифицировать закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц путем использования стандарта при утверждении положения о закупке.
Стандарт ориентирует заказчиков на установление следующих требований к закупочной деятельности по 223-ФЗ:
- необходимость обоснования (расчета) начальной (максимальной) цены
- полнота описания предмета договора в плане закупки
- решение вопроса о централизации закупочной деятельности, осуществлении консолидированных (совместных) закупок
- необходимость установления требования об отсутствии конфликта интересов
- установление условий применения способов закупок в зависимости от предмета и (или) цены договора. Наиболее предпочтительными способами закупки, по мнению ФАС, являются аукцион и конкурс
- расширение числа закупок, проводимых в электронной форме, с использованием электронных площадок независимых операторов. Победителя закупки рекомендуется определять с использованием программно-аппаратного комплекса оператора электронной площадки, а договор заключать в форме электронного документа
- для закупок у единственного поставщика в Положении о закупке необходимо установить исчерпывающий перечень оснований, в который возможно включение закупок на низкоконкурентных рынках, а также закупок, которые невозможно провести конкурентным способом по объективным причинам. При этом заказчикам необходимо обосновывать саму закупку у единственного поставщика, цену договора, выбор конкретного контрагента
- установление требований обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора, антидемпинговых мер
- необходимость установления исчерпывающего перечня требований к участнику закупки, перечня предоставляемых документов в составе заявки, конкретных оснований для отказа в допуске; квалификационные требования к участникам должны быть связаны с предметом закупки
- запрет на ограничение конкуренции, в т.ч. при формировании лота, описании объекта закупки (предмета договора)
- оценка заявок должна производиться только по параметрам, связанным с предметом закупки; расчет рейтинга заявок должен быть однозначно описан в документации закупки, с преимущественным использованием формул для расчета, а в случае невозможности использования формул – с использованием шкалы для определения количества баллов. Заказчикам необходимо минимизировать количество и значимость субъективных критериев
- включение в договоры типовых условий о приемке товаров, применении неустоек
- установление разумных сроков заключения контракта, не ранее истечения срока на обжалование действий заказчика, комиссии по осуществлению закупок
Похожие новости:
-
. Обзор изменений в сфере закупок по закону № 223-ФЗ В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.
-
. Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-ФЗ В декабре 2017 года принято несколько законов, вносящих существенные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года, закупки у СМиСП на электронных площадках, работающих по 44-ФЗ, ограничения на использование товарных знаков в описании предмета договора, новые полномочия ФАС России и многое другое.
-
. Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ декабря 2017 В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.