Финконт учебный центр
Аудит на ОПО I класса опасности: как соблюсти новые требования к СУПБ
С 1 сентября 2025 года вступили в силу новые требования к системам управления промышленной безопасностью (СУПБ) на опасных производственных объектах.
Соответствующие поправки в статьи 9 и 11 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 № 116-ФЗ) определены Федеральным законом от 25 декабря 2023 № 637-ФЗ.
В материале рассказали подробнее о поправках и рекомендациях по проведению предусмотренных изменениями аудитов СУПБ.
Справка! Опасные производственные объекты (ОПО) – предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых при эксплуатации могут возникать аварии, способные повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, разрушение зданий, нанесение вреда окружающей среде. Согласно Федеральному закону №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Приложение 1), к ОПО относятся объекты, на которых используются опасные вещества, эксплуатируется опасное оборудование, применяются технологические процессы с высоким риском.
ОПО подлежат регистрации в госреестре в устанавливаемом Правительством РФ порядке.
В зависимости от уровня потенциальной опасности аварий для жизненно важных интересов личности и общества ОПО в соответствии с установленными критериями подразделяют на четыре класса опасности.
В материале рассказали подробнее, как определить, к какой категории опасности относится предприятие.
У организаций, эксплуатирующих ОПО, появилась новая обязанность
Статью 9. «Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта» дополнили новым абзацам.
Таким образом, организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны:
-
соблюдать положения Закона № 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промбезопасности;
-
соблюдать требования обоснования безопасности ОПО (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона № 116-ФЗ):
-
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на ОПО;
-
иметь лицензию на конкретный вид деятельности в области промбезопасности, подлежащий лицензированию;
-
уведомлять Ростехнадзор или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством (ФЗ-248 от 31 июля 2020 года);
-
обеспечивать укомплектованность штата работников ОПО, допускать к работе лиц соответствующей квалификации и без медицинских противопоказаний;
-
обеспечивать подготовку и аттестацию работников в области промбезопасности в установленных законом случаях;
-
иметь нормативные правовые акты, устанавливающие требования промбезопасности и правила ведения работ на ОПО;
-
организовывать и проводить производственный контроль за соблюдением требований промбезопасности;
-
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать её функционирование в установленных случаях (статья 11 Закона № 116-ФЗ);
-
обеспечивать наличие и работу необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;
-
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, в установленные сроки и по предъявляемому предписанию Ростехнадзора, или его территориального органа;
-
предотвращать проникновение на ОПО посторонних лиц;
-
обеспечивать выполнение требований промбезопасности к хранению опасных веществ;
-
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных абзацем первым пункта 2 статьи 14 Закона № 116-ФЗ (на объектах I и II классов опасности, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Закону №116-ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
-
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на объекте;
-
выполнять указания, распоряжения и предписания Ростехнадзора, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
-
самостоятельно или по решению суда приостанавливать эксплуатацию ОПО в случае аварии или инцидента, в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
-
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
-
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на ОПО, принимать меры по их устранению и профилактике подобных аварий;
-
анализировать причины возникновения инцидента на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
-
своевременно информировать в установленном порядке Ростехнадзор, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на ОПО;
-
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО;
-
вести учёт аварий и инцидентов на ОПО;
-
представлять в Ростехнадзор, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Также с 1 сентября 2025 года организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны принимать меры по устранению выявленных по результатам аудита системы управления промышленной безопасностью нарушений требований промышленной безопасности и корректировать меры по снижению риска аварий на ОПО с учётом рекомендаций по результатам такого аудита.
Для предприятий с ОПО I класса опасности аудит – обязательная процедура
В статье 11 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» появился пункт 6, предусматривающий обязанность обеспечивать проведение аудита систем управления промышленной безопасностью.
Сведения о результатах аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представляются коллегиальным органам управления эксплуатирующих организаций и их учредителям.
Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на доступ учредителей к таким сведениям.
Другие поправки
Корреспондирующие изменения также внесли в Закон об акционерных обществах (от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ) и Закон об обществах с ограниченной ответственностью (от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ).
Как проводить аудит СУПБ
Аудита СУПБ проводится для оценки полноты и эффективности процесса внедрения и функционирования СУПБ:
-
планирования и выполнения предусмотренных СУПБ мероприятий (оценка результативности функционирования СУПБ);
-
достаточности проводимых организационных и технических мероприятий, направленных на выявление причин нарушения обязательных требований и определения оптимального пути по их недопущению, в том числе, для снижения риска аварийности и травматизма на ОПО.
Ростехнадзором утверждено руководство по безопасности «Проведение аудита системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты» (Приказ ведомства от 12 сентября 2025 года № 318).
Документ содержит рекомендации по постановке целей и определению критериев аудита СУПБ, порядку формирования группы по проведению аудита СУПБ, по подготовке и проведению аудита СУПБ, по формированию итогового отчёта и разработке корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе аудита СУПБ нарушений обязательных требований, а также по подготовке рекомендаций по изменениям в СУПБ, направленным на повышение уровня промышленной безопасности на ОПО.
Основные принципы и подходы к проведению аудита СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО, определяются:
-
в АО - советом директоров (наблюдательным советом) АО в соответствии с пп. 9.3 п.1 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ;
-
в ООО - советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с пп.10.1 п.2.1 ст.32 Федерального закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ.
В иных случаях требований и ограничений в отношении круга лиц, уполномоченных на утверждение принципов и подходов к проведению аудита СУПБ, законами не установлено.
Критерии проведения аудита СУПБ
Критерии проведения аудита СУПБ рекомендуется определять на основании:
-
требований к СУПБ (Федеральный закон № 116-ФЗ);
-
требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью (ПП РФ от 17 августа 2020 № 1243);
-
Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (ПП РФ от 18 декабря 2020 № 2168);
-
требований НПА РФ в области промбезопасности, локальных актов эксплуатирующей организации, устанавливающих требования к эксплуатации ОПО;
-
положений международных, национальных и региональных стандартов;
-
«Методических рекомендаций по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих ОПО» (приказ Ростехнадзора от 9 марта 2023 № 103);
-
иных руководств по безопасности и документов рекомендательного характера.
Аудит СУПБ включает анализ системы взаимодействия служб и подразделений эксплуатирующей организации друг с другом и подрядными организациями в рамках СУПБ в целях предупреждения аварий, несчастных случаев и инцидентов на ОПО.
Какие аудиты СУПБ рекомендуется проводить в организациях, эксплуатирующих ОПО I класса опасности
Аудит СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО I класса опасности, проводится ежегодно.
Рекомендуется проводить:
-
базовый (полный) аудита СУПБ - один раз в три года;
-
промежуточные аудиты - два последующих аудита СУПБ трёхлетнего цикла (рекомендуется проводить как оценку выполнения корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе базового аудита нарушений требований промбезопасности и совершенствованию СУПБ).
-
авария;
-
групповой несчастный случай;
-
несчастный случай со смертельным исходом;
-
проведена реконструкция, техническое перевооружение ОПО.
Каким требования должна соответствовать организация, проводящая аудит СУПБ
Для проведения аудита СУПБ организации, проводящей аудит, рекомендуется иметь:
-
соответствующий штат специалистов — аудиторов промбезопасности и специалистов по аудиту СУПБ с учётом отраслевой специфики ОПО, соответствующих характеристике квалификации аудитора промбезопасности (специалиста по аудиту СУПБ), установленной профстандартом («Специалист в сфере промышленной безопасности», утверждён приказом Минтруда России от 14 апреля 2025 №226н);
-
подтверждение соответствия требованиям национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012.
Для проведения аудита СУПБ рекомендуется сформировать соответствующую группу с учётом отраслевой специфики ОПО, критериев отнесения объекта к категории ОПО, стажа работы у членов группы по соответствующей отраслевой специфике. Включить в группу аудиторов промбезопасности (специалистов по аудиту СУПБ) и назначить руководителя.
При формировании группы следует придерживаться принципа независимости аудиторов. Он подразумевает отсутствие отношений аффилированности, основанной на имущественной, родственной или иной зависимости членов группы от руководителей и иных должностных лиц организации, работников центра оценки квалификации и органов по сертификации). Также проводящие аудит лица не должны нести непосредственную ответственность за соответствие объекта аудита (эксплуатируемого ОПО) требованиям промбезопасности.
Что включить в программу по проведению аудита СУПБ
Для проведения аудита СУПБ рекомендуется разработать программу на основании технического задания на проведение аудита СУПБ от организации, эксплуатирующей ОПО.
В программу нужно включить:
-
план-график проведения аудита СУПБ (содержащий перечень объектов аудита, время, выделяемое на их проверку, подготовку, рассмотрение и согласование документов, отражающих результаты аудита СУПБ);
-
информацию об объекте аудита СУПБ;
-
цели, объём и критерии проведения аудита.
Что оценивается при базовом и промежуточном аудитах
Аудиты рекомендуется проводить поэтапно (таблица 1). При базовом аудите оцениваются аспекты деятельность эксплуатирующей организации в части, при промежуточном - выполнение корректирующих мероприятий (таблица 1).
Таблица 1. Этапы и предметы оценки аудитов
|
Базовый (полный) аудит СУПБ |
Промежуточный аудит СУПБ |
Этапы |
Рекомендуется проводить в четыре этапа: 1) планирование (формирование группы по проведению аудита СУПБ, подготовка программы по проведению аудита); 2) мероприятия документарного этапа (оценка документации (проектной документации, организационно-распорядительных документов, локальных нормативных актов и других материалов по организации эксплуатации ОПО) на соответствие требованиям НПА в области промбезопасности); По результатам документарного этапа программу проведения аудита можно скорректировать. 3) мероприятий выездного этапа (выезд группы по проведению аудита на ОПО для оценки соблюдения эксплуатирующей организацией требований промбезопасности при эксплуатации ОПО и оценки результативности функционирования СУПБ, консультирование работников проверяемой организации по порядку выполнения требований промбезопасности, проведение заключительного совещания с руководителями и работниками проверяемой организации, связанными с эксплуатацией ОПО, с целью доведения наиболее критических (значительных) нарушений требований промбезопасности, возможных рисков возникновения аварийных ситуаций и обсуждения вопросов по подготовке предложений по корректирующим и предупреждающим действиям; 4) оформление итогового отчёта по результатам проведенного аудита СУПБ (анализ и оценка соблюдения проверяемой организацией требований промбезопасности при эксплуатации ОПО, а также корректирующие мероприятия по устранению выявленных в ходе аудита СУПБ нарушений требований промбезопасности и меры по совершенствованию СУПБ). |
Этапы проведения аудита СУПБ рекомендуется определять с учётом положений пункта 8 Руководства по безопасности, определяющих предмет промежуточного аудита СУПБ, а также положений пункта 15 Руководства.
|
Что подлежит оценке |
Рекомендуется оценить деятельность эксплуатирующей организации в части:
|
Рекомендуется оценить выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе базового (полного) аудита СУПБ нарушений требований промышленной безопасности и реализации мер по совершенствованию СУПБ, а также:
|
Как сформировать итоговый отчёт по результатам аудита СУПБ
По результатам проведения аудита СУПБ нужно сформировать итоговый отчёт.
В него необходимо включить:
-
анализ и оценку соблюдения проверяемой организацией требований промбезопасности при эксплуатации ОПО;
-
выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе аудита нарушений требований промбезопасности и мер по совершенствованию СУПБ.
В итоговый отчёт по результатам проведенного базового аудита СУПБ также рекомендуется включить:
-
основание для проведения аудита;
-
информацию об организации, проводившей аудит, и сведения о специалистах группы по проведению аудита;
-
программу проведения аудита;
-
объекты аудита;
-
объём и сроки;
-
перечень документов, рассмотренных при проведении аудита;
-
сведения, характеризующие ОПО;
-
результаты анализа правильности идентификации ОПО;
-
нарушения требований промбезопасности, выявленные в результате проведения аудита СУПБ (указать нормативный правовой акт или обоснования безопасности ОПО, требования которого нарушены);
-
результаты анализа соблюдения организацией, эксплуатирующей ОПО, лицензионных требований;
-
оценку готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
-
оценку соблюдения положений организационно-распорядительных документов, связанных с обеспечением промбезопасности;
-
оценку соответствия документации ОПО (проектной документации, организационно-распорядительных документов, локальных нормативных актов и других документов по организации эксплуатации ОПО) требованиям нормативных правовых актов в области промбезопасности;
-
результаты анализа своевременного проведения службами эксплуатирующей организации необходимых испытаний, технических освидетельствований оборудования, обследования технического состояния зданий и сооружений на ОПО;
-
оценку эффективности функционирования СУПБ, в том числе способности качественно контролировать и управлять технологическими процессами с точки зрения промбезопасности, с целью снижения риска возникновения аварийности и травматизма на ОПО;
-
результаты анализа своевременного проведения аттестации в области промбезопасности руководителей и работников ОПО, а также соблюдения установленного порядка обучения, инструктажа и допуска к самостоятельной работе обслуживающего и ремонтного персонала, в том числе порядка допуска подрядных организаций к выполнению работ на ОПО;
-
иную информацию, связанную с реализацией требований к СУПБ, установленных п.4 ст. 11 Федерального закона №116-ФЗ.
Итоговый отчёт по результатам аудита СУПБ рекомендуется оформить в трёх экземплярах. Документы должны подписать аудиторы промбезопасности и утвердить руководитель организации, проводившей аудит. Два экземпляра направляются на адрес эксплуатирующей организации. Один экземпляр хранится в организации, проводившей аудит, в течение срока, установленного внутренними распорядительными документами компании.
Сведения о результатах проведения аудита СУПБ ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года эксплуатирующая организация представляет коллегиальным органам управления эксплуатирующих организаций и их учредителям (ст. 11 Закона №116-ФЗ).
Рекомендуем
В ходе обучения будут доведены требования и подходы к персоналу, его подготовке, обучению, все о контроле, проведении расследований в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности. Раскрыты вопросы организации охраны и методики расчета сил и средств охраны. Можно узнать, как противостоять информационным угрозам и обеспечить безопасность информационной инфраструктуры.
Слушатели научатся определять угрозы террористического характера, изучат стратегии борьбы с ними, а также организационные и правовые аспекты противодействия террористическим угрозам, требования к антитеррористической защищенности объекта. Получат практические рекомендации по актуализации паспорта безопасности и антитеррористической защищеённости.
Смотреть все программы
Обучение промышленной безопасности: семинары, курсы, повышение квалификации