Аудит на ОПО I класса опасности: как соблюсти новые требования к СУПБ

С 1 сентября 2025 года вступили в силу новые требования к системам управления промышленной безопасностью (СУПБ) на опасных производственных объектах. В материале рассказали подробнее о поправках и рекомендациях по проведению предусмотренных изменениями аудитов СУПБ.

С 1 сентября 2025 года вступили в силу новые требования к системам управления промышленной безопасностью (СУПБ) на опасных производственных объектах.

Соответствующие поправки в статьи 9 и 11 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 № 116-ФЗ) определены Федеральным законом от 25 декабря 2023 № 637-ФЗ.

В материале рассказали подробнее о поправках и рекомендациях по проведению предусмотренных изменениями аудитов СУПБ.

Справка! Опасные производственные объекты (ОПО) – предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых при эксплуатации могут возникать аварии, способные повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, разрушение зданий, нанесение вреда окружающей среде. Согласно Федеральному закону №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Приложение 1), к ОПО относятся объекты, на которых используются опасные вещества, эксплуатируется опасное оборудование, применяются технологические процессы с высоким риском.

ОПО подлежат регистрации в госреестре в устанавливаемом Правительством РФ порядке.

В зависимости от уровня потенциальной опасности аварий для жизненно важных интересов личности и общества ОПО в соответствии с установленными критериями подразделяют на четыре класса опасности.

 В материале рассказали подробнее, как определить, к какой категории опасности относится предприятие.

У организаций, эксплуатирующих ОПО, появилась новая обязанность

Статью 9. «Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта» дополнили новым абзацам.

Таким образом, организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны:

  • соблюдать положения Закона № 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промбезопасности; 

  • соблюдать требования обоснования безопасности ОПО (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона № 116-ФЗ):

  • обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на ОПО;

  • иметь лицензию на конкретный вид деятельности в области промбезопасности, подлежащий лицензированию; 

  • уведомлять Ростехнадзор или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством (ФЗ-248 от 31 июля 2020 года);

  • обеспечивать укомплектованность штата работников ОПО, допускать к работе лиц соответствующей квалификации и без медицинских противопоказаний;

  • обеспечивать подготовку и аттестацию работников в области промбезопасности в установленных законом случаях;

  • иметь нормативные правовые акты, устанавливающие требования промбезопасности и правила ведения работ на ОПО; 

  • организовывать и проводить производственный контроль за соблюдением требований промбезопасности;

  • создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать её функционирование в установленных случаях (статья 11 Закона № 116-ФЗ);

  • обеспечивать наличие и работу необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;

  • обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, в установленные сроки и по предъявляемому предписанию Ростехнадзора, или его территориального органа; 

  • предотвращать проникновение на ОПО посторонних лиц;

  • обеспечивать выполнение требований промбезопасности к хранению опасных веществ;

  • разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных абзацем первым пункта 2 статьи 14 Закона № 116-ФЗ (на объектах I и II классов опасности, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Закону №116-ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

  • заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на объекте; 

  • выполнять указания, распоряжения и предписания Ростехнадзора, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; 

  • самостоятельно или по решению суда приостанавливать эксплуатацию ОПО в случае аварии или инцидента, в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; 

  • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

  • принимать участие в техническом расследовании причин аварии на ОПО, принимать меры по их устранению и профилактике подобных аварий;

  • анализировать причины возникновения инцидента на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

  • своевременно информировать в установленном порядке Ростехнадзор, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на ОПО; 

  • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО;

  • вести учёт аварий и инцидентов на ОПО;

  • представлять в Ростехнадзор, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Также с 1 сентября 2025 года организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны принимать меры по устранению выявленных по результатам аудита системы управления промышленной безопасностью нарушений требований промышленной безопасности и корректировать меры по снижению риска аварий на ОПО с учётом рекомендаций по результатам такого аудита.

Для предприятий с ОПО I класса опасности аудит – обязательная процедура

В статье 11 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» появился пункт 6, предусматривающий обязанность обеспечивать проведение аудита систем управления промышленной безопасностью.

Сведения о результатах аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представляются коллегиальным органам управления эксплуатирующих организаций и их учредителям.

Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на доступ учредителей к таким сведениям.

Другие поправки

Корреспондирующие изменения также внесли в Закон об акционерных обществах (от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ) и Закон об обществах с ограниченной ответственностью (от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ).

Как проводить аудит СУПБ

Аудита СУПБ проводится для оценки полноты и эффективности процесса внедрения и функционирования СУПБ:

  • планирования и выполнения предусмотренных СУПБ мероприятий (оценка результативности функционирования СУПБ);

  • достаточности проводимых организационных и технических мероприятий, направленных на выявление причин нарушения обязательных требований и определения оптимального пути по их недопущению, в том числе, для снижения риска аварийности и травматизма на ОПО.

Ростехнадзором утверждено руководство по безопасности «Проведение аудита системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты» (Приказ ведомства от 12 сентября 2025 года № 318).

Документ содержит рекомендации по постановке целей и определению критериев аудита СУПБ, порядку формирования группы по проведению аудита СУПБ, по подготовке и проведению аудита СУПБ, по формированию итогового отчёта и разработке корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе аудита СУПБ нарушений обязательных требований, а также по подготовке рекомендаций по изменениям в СУПБ, направленным на повышение уровня промышленной безопасности на ОПО.

Основные принципы и подходы к проведению аудита СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО, определяются:

  • в АО - советом директоров (наблюдательным советом) АО в соответствии с пп. 9.3 п.1 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ;

  • в ООО - советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с пп.10.1 п.2.1 ст.32 Федерального закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ.

В иных случаях требований и ограничений в отношении круга лиц, уполномоченных на утверждение принципов и подходов к проведению аудита СУПБ, законами не установлено.

Критерии проведения аудита СУПБ

Критерии проведения аудита СУПБ рекомендуется определять на основании:

  • требований к СУПБ (Федеральный закон № 116-ФЗ); 

  • требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью (ПП РФ от 17 августа 2020 № 1243);

  • Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (ПП РФ от 18 декабря 2020 № 2168);

  • требований НПА РФ в области промбезопасности, локальных актов эксплуатирующей организации, устанавливающих требования к эксплуатации ОПО;

  • положений международных, национальных и региональных стандартов;

  • «Методических рекомендаций по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих ОПО» (приказ Ростехнадзора от 9 марта 2023 № 103);

  • иных руководств по безопасности и документов рекомендательного характера.

Аудит СУПБ включает анализ системы взаимодействия служб и подразделений эксплуатирующей организации друг с другом и подрядными организациями в рамках СУПБ в целях предупреждения аварий, несчастных случаев и инцидентов на ОПО.

Какие аудиты СУПБ рекомендуется проводить в организациях, эксплуатирующих ОПО I класса опасности

Аудит СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО I класса опасности, проводится ежегодно.

Рекомендуется проводить:

  • базовый (полный) аудита СУПБ - один раз в три года;

  • промежуточные аудиты - два последующих аудита СУПБ трёхлетнего цикла (рекомендуется проводить как оценку выполнения корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе базового аудита нарушений требований промбезопасности и совершенствованию СУПБ).

В ряде случаев вместо промежуточного аудита, рекомендуется провести аудит базовый. Например, когда на ОПО имели место:
  • авария;

  • групповой несчастный случай;

  • несчастный случай со смертельным исходом;

  • проведена реконструкция, техническое перевооружение ОПО.

Каким требования должна соответствовать организация, проводящая аудит СУПБ

Для проведения аудита СУПБ организации, проводящей аудит, рекомендуется иметь:

  • соответствующий штат специалистов — аудиторов промбезопасности и специалистов по аудиту СУПБ с учётом отраслевой специфики ОПО, соответствующих характеристике квалификации аудитора промбезопасности (специалиста по аудиту СУПБ), установленной профстандартом («Специалист в сфере промышленной безопасности», утверждён приказом Минтруда России от 14 апреля 2025 №226н);

  • подтверждение соответствия требованиям национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012.

Для проведения аудита СУПБ рекомендуется сформировать соответствующую группу с учётом отраслевой специфики ОПО, критериев отнесения объекта к категории ОПО, стажа работы у членов группы по соответствующей отраслевой специфике. Включить в группу аудиторов промбезопасности (специалистов по аудиту СУПБ) и назначить руководителя.

При формировании группы следует придерживаться принципа независимости аудиторов. Он подразумевает отсутствие отношений аффилированности, основанной на имущественной, родственной или иной зависимости членов группы от руководителей и иных должностных лиц организации, работников центра оценки квалификации и органов по сертификации). Также проводящие аудит лица не должны нести непосредственную ответственность за соответствие объекта аудита (эксплуатируемого ОПО) требованиям промбезопасности.

Что включить в программу по проведению аудита СУПБ

Для проведения аудита СУПБ рекомендуется разработать программу на основании технического задания на проведение аудита СУПБ от организации, эксплуатирующей ОПО.

В программу нужно включить:

  • план-график проведения аудита СУПБ (содержащий перечень объектов аудита, время, выделяемое на их проверку, подготовку, рассмотрение и согласование документов, отражающих результаты аудита СУПБ);

  • информацию об объекте аудита СУПБ;

  • цели, объём и критерии проведения аудита.

Что оценивается при базовом и промежуточном аудитах

Аудиты рекомендуется проводить поэтапно (таблица 1). При базовом аудите оцениваются аспекты деятельность эксплуатирующей организации в части, при промежуточном - выполнение корректирующих мероприятий (таблица 1).

Таблица 1. Этапы и предметы оценки аудитов

 

Базовый (полный) аудит СУПБ

Промежуточный аудит СУПБ

Этапы

Рекомендуется проводить в четыре этапа:

1) планирование (формирование группы по проведению аудита СУПБ, подготовка программы по проведению аудита); 

2) мероприятия документарного этапа (оценка документации (проектной документации, организационно-распорядительных документов, локальных нормативных актов и других материалов по организации эксплуатации ОПО) на соответствие требованиям НПА в области промбезопасности);

По результатам документарного этапа программу проведения аудита можно скорректировать.

3) мероприятий выездного этапа (выезд группы по проведению аудита на ОПО для оценки соблюдения эксплуатирующей организацией требований промбезопасности при эксплуатации ОПО и оценки результативности функционирования СУПБ, консультирование работников проверяемой организации по порядку выполнения требований промбезопасности, проведение заключительного совещания с руководителями и работниками проверяемой организации, связанными с эксплуатацией ОПО, с целью доведения наиболее критических (значительных) нарушений требований промбезопасности, возможных рисков возникновения аварийных ситуаций и обсуждения вопросов по подготовке предложений по корректирующим и предупреждающим действиям;

4) оформление итогового отчёта по результатам проведенного аудита СУПБ (анализ и оценка соблюдения проверяемой организацией требований промбезопасности при эксплуатации ОПО, а также корректирующие мероприятия по устранению выявленных в ходе аудита СУПБ нарушений требований промбезопасности и меры по совершенствованию СУПБ).

Этапы проведения аудита СУПБ рекомендуется определять с учётом положений пункта 8 Руководства по безопасности, определяющих предмет промежуточного аудита СУПБ, а также положений пункта 15 Руководства.

 

Что подлежит оценке

Рекомендуется оценить деятельность эксплуатирующей организации в части:

  • полноты и достоверности сведений, представленных при регистрации ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов, в том числе своевременность внесения изменений в сведения об ОПО в указанном реестре;

  • документационного обеспечения и функционирования СУПБ;

  • соответствия организации и осуществления производственного контроля требованиям промбезопасности, эффективности осуществления производственного контроля;

  • соответствия требованиям промбезопасности организационно-распорядительной, технической, разрешительной, эксплуатационной, учётной и иной документации, наличие которой на ОПО предусмотрено требованиями промбезопасности, определение недостающей документации;

  • эффективности планирования и реализации мер по предупреждению и (или) снижению риска аварий, несчастных случаев и инцидентов на ОПО;

  • правильности организации учёта и расследования инцидентов и несчастных случаев на производстве;

  • полноты и качества выполнения мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве;

  • обеспечения готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

  • заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на ОПО;

  • проведения аттестации в области промбезопасности руководителей и специалистов организации, а также соблюдения установленного порядка обучения, инструктажа и допуска к работе на ОПО обслуживающего и ремонтного персонала (включая работников подрядных организаций) и отсутствия медицинских противопоказаний к указанной работе;

  • соблюдения порядка допуска подрядных организаций к выполнению работ на ОПО;

  • обеспечения условий труда и безопасности ведения работ на ОПО;

  • эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, включая оценку наличия вероятных зон образования дефектов (повреждений) с учётом эксплуатационных воздействий, последствий их развития;

  • обеспечения получения дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности работниками организации, эксплуатирующей ОПО;

  • достоверности информации, приведённой в декларации промбезопасности ОПО;

  • выполнения требований к разработке обоснования безопасности ОПО, организационных и технических мер безопасности, предусмотренных обоснованием безопасности (при наличии);

  • принятия мер по предотвращению проникновения на ОПО посторонних лиц;

  • своевременного проведения необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов, обследования технического состояния зданий и сооружений на ОПО, обеспечения своевременного проведения экспертизы промбезопасности;

  • обеспечения наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

  • наличия и достаточности ресурсов (материальных, трудовых, временных) для выполнения задач в области промбезопасности;

  • порядка устранения нарушений требований в области промбезопасности;

  • своевременного реагирования на отклонения от обязательных требований к СУПБ;

  • правильности разработки, выполнения и результативности корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений требований промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности;

  • своевременного и надлежащего информирования руководства организации, эксплуатирующей ОПО, о состоянии промбезопасности, надлежащего вовлечения руководства в решение вопросов промышленной безопасности с последующей оценкой эффективности этих действий;

  • иной деятельности, связанной с обеспечением выполнения требований к СУПБ, установленных п.4 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ.

Рекомендуется оценить выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе базового (полного) аудита СУПБ нарушений требований промышленной безопасности и реализации мер по совершенствованию СУПБ, а также:

  • своевременное реагирование на отклонения от требований СУПБ;

  • порядок анализа функционирования СУПБ руководством организации, эксплуатирующей ОПО;

  • правильность разработки и выполнения, а также результативность корректирующих мероприятий, направленных на устранение нарушений, выявленных по результатам проведения базового (полного) аудита СУПБ, и причин их возникновения;

  • реализуемые мероприятия, направленные на совершенствование СУПБ.

 

 

Как сформировать итоговый отчёт по результатам аудита СУПБ

По результатам проведения аудита СУПБ нужно сформировать итоговый отчёт.

В него необходимо включить:

  • анализ и оценку соблюдения проверяемой организацией требований промбезопасности при эксплуатации ОПО;

  • выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе аудита нарушений требований промбезопасности и мер по совершенствованию СУПБ.

В итоговый отчёт по результатам проведенного базового аудита СУПБ также рекомендуется включить:

  • основание для проведения аудита;

  • информацию об организации, проводившей аудит, и сведения о специалистах группы по проведению аудита;

  • программу проведения аудита;

  • объекты аудита;

  • объём и сроки;

  • перечень документов, рассмотренных при проведении аудита;

  • сведения, характеризующие ОПО;

  • результаты анализа правильности идентификации ОПО;

  • нарушения требований промбезопасности, выявленные в результате проведения аудита СУПБ (указать нормативный правовой акт или обоснования безопасности ОПО, требования которого нарушены);

  • результаты анализа соблюдения организацией, эксплуатирующей ОПО, лицензионных требований;

  • оценку готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

  • оценку соблюдения положений организационно-распорядительных документов, связанных с обеспечением промбезопасности;

  • оценку соответствия документации ОПО (проектной документации, организационно-распорядительных документов, локальных нормативных актов и других документов по организации эксплуатации ОПО) требованиям нормативных правовых актов в области промбезопасности;

  • результаты анализа своевременного проведения службами эксплуатирующей организации необходимых испытаний, технических освидетельствований оборудования, обследования технического состояния зданий и сооружений на ОПО;

  • оценку эффективности функционирования СУПБ, в том числе способности качественно контролировать и управлять технологическими процессами с точки зрения промбезопасности, с целью снижения риска возникновения аварийности и травматизма на ОПО;

  • результаты анализа своевременного проведения аттестации в области промбезопасности руководителей и работников ОПО, а также соблюдения установленного порядка обучения, инструктажа и допуска к самостоятельной работе обслуживающего и ремонтного персонала, в том числе порядка допуска подрядных организаций к выполнению работ на ОПО;

  • иную информацию, связанную с реализацией требований к СУПБ, установленных п.4 ст. 11 Федерального закона №116-ФЗ.

Итоговый отчёт по результатам аудита СУПБ рекомендуется оформить в трёх экземплярах. Документы должны подписать аудиторы промбезопасности и утвердить руководитель организации, проводившей аудит. Два экземпляра направляются на адрес эксплуатирующей организации. Один экземпляр хранится в организации, проводившей аудит, в течение срока, установленного внутренними распорядительными документами компании.

Сведения о результатах проведения аудита СУПБ ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года эксплуатирующая организация представляет коллегиальным органам управления эксплуатирующих организаций и их учредителям (ст. 11 Закона №116-ФЗ).

Рекомендуем

Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территории). Способы защиты и действия в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта

В ходе обучения будут доведены требования и подходы к персоналу, его подготовке, обучению, все о контроле, проведении расследований в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности. Раскрыты вопросы организации охраны и методики расчета сил и средств охраны. Можно узнать, как противостоять информационным угрозам и обеспечить безопасность информационной инфраструктуры.

Требования к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. ПП РФ № 1046 от 03.08.2024

Слушатели научатся определять угрозы террористического характера, изучат стратегии борьбы с ними, а также организационные и правовые аспекты противодействия террористическим угрозам, требования к антитеррористической защищенности объекта. Получат практические рекомендации по актуализации паспорта безопасности и антитеррористической защищеённости.

Смотреть все программы

Обучение промышленной безопасности: семинары, курсы, повышение квалификации


Смотрите также: