С 1 сентября 2025 года вступили в силу новые требования к системам управления промышленной безопасностью (СУПБ) на опасных производственных объектах.
Соответствующие поправки в статьи 9 и 11 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 № 116-ФЗ) определены Федеральным законом от 25 декабря 2023 № 637-ФЗ.
В материале рассказали подробнее о поправках и рекомендациях по проведению предусмотренных изменениями аудитов СУПБ.
Справка! Опасные производственные объекты (ОПО) – предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых при эксплуатации могут возникать аварии, способные повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, разрушение зданий, нанесение вреда окружающей среде. Согласно Федеральному закону №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Приложение 1), к ОПО относятся объекты, на которых используются опасные вещества, эксплуатируется опасное оборудование, применяются технологические процессы с высоким риском.
ОПО подлежат регистрации в госреестре в устанавливаемом Правительством РФ порядке.
В зависимости от уровня потенциальной опасности аварий для жизненно важных интересов личности и общества ОПО в соответствии с установленными критериями подразделяют на четыре класса опасности.
В материале рассказали подробнее, как определить, к какой категории опасности относится предприятие.
Статью 9. «Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта» дополнили новым абзацам.
Таким образом, организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны:
соблюдать положения Закона № 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промбезопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности ОПО (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона № 116-ФЗ):
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на ОПО;
иметь лицензию на конкретный вид деятельности в области промбезопасности, подлежащий лицензированию;
уведомлять Ростехнадзор или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством (ФЗ-248 от 31 июля 2020 года);
обеспечивать укомплектованность штата работников ОПО, допускать к работе лиц соответствующей квалификации и без медицинских противопоказаний;
обеспечивать подготовку и аттестацию работников в области промбезопасности в установленных законом случаях;
иметь нормативные правовые акты, устанавливающие требования промбезопасности и правила ведения работ на ОПО;
организовывать и проводить производственный контроль за соблюдением требований промбезопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать её функционирование в установленных случаях (статья 11 Закона № 116-ФЗ);
обеспечивать наличие и работу необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, в установленные сроки и по предъявляемому предписанию Ростехнадзора, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на ОПО посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промбезопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных абзацем первым пункта 2 статьи 14 Закона № 116-ФЗ (на объектах I и II классов опасности, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Закону №116-ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания Ростехнадзора, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
самостоятельно или по решению суда приостанавливать эксплуатацию ОПО в случае аварии или инцидента, в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на ОПО, принимать меры по их устранению и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке Ростехнадзор, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на ОПО;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО;
вести учёт аварий и инцидентов на ОПО;
представлять в Ростехнадзор, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Также с 1 сентября 2025 года организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны принимать меры по устранению выявленных по результатам аудита системы управления промышленной безопасностью нарушений требований промышленной безопасности и корректировать меры по снижению риска аварий на ОПО с учётом рекомендаций по результатам такого аудита.
В статье 11 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» появился пункт 6, предусматривающий обязанность обеспечивать проведение аудита систем управления промышленной безопасностью.
Сведения о результатах аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представляются коллегиальным органам управления эксплуатирующих организаций и их учредителям.
Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на доступ учредителей к таким сведениям.
Другие поправки
Корреспондирующие изменения также внесли в Закон об акционерных обществах (от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ) и Закон об обществах с ограниченной ответственностью (от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ).
Аудита СУПБ проводится для оценки полноты и эффективности процесса внедрения и функционирования СУПБ:
планирования и выполнения предусмотренных СУПБ мероприятий (оценка результативности функционирования СУПБ);
достаточности проводимых организационных и технических мероприятий, направленных на выявление причин нарушения обязательных требований и определения оптимального пути по их недопущению, в том числе, для снижения риска аварийности и травматизма на ОПО.
Ростехнадзором утверждено руководство по безопасности «Проведение аудита системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты» (Приказ ведомства от 12 сентября 2025 года № 318).
Документ содержит рекомендации по постановке целей и определению критериев аудита СУПБ, порядку формирования группы по проведению аудита СУПБ, по подготовке и проведению аудита СУПБ, по формированию итогового отчёта и разработке корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе аудита СУПБ нарушений обязательных требований, а также по подготовке рекомендаций по изменениям в СУПБ, направленным на повышение уровня промышленной безопасности на ОПО.
Основные принципы и подходы к проведению аудита СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО, определяются:
в АО - советом директоров (наблюдательным советом) АО в соответствии с пп. 9.3 п.1 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ;
в ООО - советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с пп.10.1 п.2.1 ст.32 Федерального закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ.
В иных случаях требований и ограничений в отношении круга лиц, уполномоченных на утверждение принципов и подходов к проведению аудита СУПБ, законами не установлено.
Критерии проведения аудита СУПБ
Критерии проведения аудита СУПБ рекомендуется определять на основании:
требований к СУПБ (Федеральный закон № 116-ФЗ);
требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью (ПП РФ от 17 августа 2020 № 1243);
Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (ПП РФ от 18 декабря 2020 № 2168);
требований НПА РФ в области промбезопасности, локальных актов эксплуатирующей организации, устанавливающих требования к эксплуатации ОПО;
положений международных, национальных и региональных стандартов;
«Методических рекомендаций по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих ОПО» (приказ Ростехнадзора от 9 марта 2023 № 103);
иных руководств по безопасности и документов рекомендательного характера.
Аудит СУПБ включает анализ системы взаимодействия служб и подразделений эксплуатирующей организации друг с другом и подрядными организациями в рамках СУПБ в целях предупреждения аварий, несчастных случаев и инцидентов на ОПО.
Аудит СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО I класса опасности, проводится ежегодно.
Рекомендуется проводить:
базовый (полный) аудита СУПБ - один раз в три года;
промежуточные аудиты - два последующих аудита СУПБ трёхлетнего цикла (рекомендуется проводить как оценку выполнения корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе базового аудита нарушений требований промбезопасности и совершенствованию СУПБ).
авария;
групповой несчастный случай;
несчастный случай со смертельным исходом;
проведена реконструкция, техническое перевооружение ОПО.
Для проведения аудита СУПБ организации, проводящей аудит, рекомендуется иметь:
соответствующий штат специалистов — аудиторов промбезопасности и специалистов по аудиту СУПБ с учётом отраслевой специфики ОПО, соответствующих характеристике квалификации аудитора промбезопасности (специалиста по аудиту СУПБ), установленной профстандартом («Специалист в сфере промышленной безопасности», утверждён приказом Минтруда России от 14 апреля 2025 №226н);
подтверждение соответствия требованиям национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012.
Для проведения аудита СУПБ рекомендуется сформировать соответствующую группу с учётом отраслевой специфики ОПО, критериев отнесения объекта к категории ОПО, стажа работы у членов группы по соответствующей отраслевой специфике. Включить в группу аудиторов промбезопасности (специалистов по аудиту СУПБ) и назначить руководителя.
При формировании группы следует придерживаться принципа независимости аудиторов. Он подразумевает отсутствие отношений аффилированности, основанной на имущественной, родственной или иной зависимости членов группы от руководителей и иных должностных лиц организации, работников центра оценки квалификации и органов по сертификации). Также проводящие аудит лица не должны нести непосредственную ответственность за соответствие объекта аудита (эксплуатируемого ОПО) требованиям промбезопасности.
Для проведения аудита СУПБ рекомендуется разработать программу на основании технического задания на проведение аудита СУПБ от организации, эксплуатирующей ОПО.
В программу нужно включить:
план-график проведения аудита СУПБ (содержащий перечень объектов аудита, время, выделяемое на их проверку, подготовку, рассмотрение и согласование документов, отражающих результаты аудита СУПБ);
информацию об объекте аудита СУПБ;
цели, объём и критерии проведения аудита.
Аудиты рекомендуется проводить поэтапно (таблица 1). При базовом аудите оцениваются аспекты деятельность эксплуатирующей организации в части, при промежуточном - выполнение корректирующих мероприятий (таблица 1).
Таблица 1. Этапы и предметы оценки аудитов
|
|
Базовый (полный) аудит СУПБ |
Промежуточный аудит СУПБ |
|
Этапы |
Рекомендуется проводить в четыре этапа: 1) планирование (формирование группы по проведению аудита СУПБ, подготовка программы по проведению аудита); 2) мероприятия документарного этапа (оценка документации (проектной документации, организационно-распорядительных документов, локальных нормативных актов и других материалов по организации эксплуатации ОПО) на соответствие требованиям НПА в области промбезопасности); По результатам документарного этапа программу проведения аудита можно скорректировать. 3) мероприятий выездного этапа (выезд группы по проведению аудита на ОПО для оценки соблюдения эксплуатирующей организацией требований промбезопасности при эксплуатации ОПО и оценки результативности функционирования СУПБ, консультирование работников проверяемой организации по порядку выполнения требований промбезопасности, проведение заключительного совещания с руководителями и работниками проверяемой организации, связанными с эксплуатацией ОПО, с целью доведения наиболее критических (значительных) нарушений требований промбезопасности, возможных рисков возникновения аварийных ситуаций и обсуждения вопросов по подготовке предложений по корректирующим и предупреждающим действиям; 4) оформление итогового отчёта по результатам проведенного аудита СУПБ (анализ и оценка соблюдения проверяемой организацией требований промбезопасности при эксплуатации ОПО, а также корректирующие мероприятия по устранению выявленных в ходе аудита СУПБ нарушений требований промбезопасности и меры по совершенствованию СУПБ). |
Этапы проведения аудита СУПБ рекомендуется определять с учётом положений пункта 8 Руководства по безопасности, определяющих предмет промежуточного аудита СУПБ, а также положений пункта 15 Руководства.
|
|
Что подлежит оценке |
Рекомендуется оценить деятельность эксплуатирующей организации в части:
|
Рекомендуется оценить выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе базового (полного) аудита СУПБ нарушений требований промышленной безопасности и реализации мер по совершенствованию СУПБ, а также:
|
По результатам проведения аудита СУПБ нужно сформировать итоговый отчёт.
В него необходимо включить:
анализ и оценку соблюдения проверяемой организацией требований промбезопасности при эксплуатации ОПО;
выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных в ходе аудита нарушений требований промбезопасности и мер по совершенствованию СУПБ.
В итоговый отчёт по результатам проведенного базового аудита СУПБ также рекомендуется включить:
основание для проведения аудита;
информацию об организации, проводившей аудит, и сведения о специалистах группы по проведению аудита;
программу проведения аудита;
объекты аудита;
объём и сроки;
перечень документов, рассмотренных при проведении аудита;
сведения, характеризующие ОПО;
результаты анализа правильности идентификации ОПО;
нарушения требований промбезопасности, выявленные в результате проведения аудита СУПБ (указать нормативный правовой акт или обоснования безопасности ОПО, требования которого нарушены);
результаты анализа соблюдения организацией, эксплуатирующей ОПО, лицензионных требований;
оценку готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
оценку соблюдения положений организационно-распорядительных документов, связанных с обеспечением промбезопасности;
оценку соответствия документации ОПО (проектной документации, организационно-распорядительных документов, локальных нормативных актов и других документов по организации эксплуатации ОПО) требованиям нормативных правовых актов в области промбезопасности;
результаты анализа своевременного проведения службами эксплуатирующей организации необходимых испытаний, технических освидетельствований оборудования, обследования технического состояния зданий и сооружений на ОПО;
оценку эффективности функционирования СУПБ, в том числе способности качественно контролировать и управлять технологическими процессами с точки зрения промбезопасности, с целью снижения риска возникновения аварийности и травматизма на ОПО;
результаты анализа своевременного проведения аттестации в области промбезопасности руководителей и работников ОПО, а также соблюдения установленного порядка обучения, инструктажа и допуска к самостоятельной работе обслуживающего и ремонтного персонала, в том числе порядка допуска подрядных организаций к выполнению работ на ОПО;
иную информацию, связанную с реализацией требований к СУПБ, установленных п.4 ст. 11 Федерального закона №116-ФЗ.
Итоговый отчёт по результатам аудита СУПБ рекомендуется оформить в трёх экземплярах. Документы должны подписать аудиторы промбезопасности и утвердить руководитель организации, проводившей аудит. Два экземпляра направляются на адрес эксплуатирующей организации. Один экземпляр хранится в организации, проводившей аудит, в течение срока, установленного внутренними распорядительными документами компании.
Сведения о результатах проведения аудита СУПБ ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года эксплуатирующая организация представляет коллегиальным органам управления эксплуатирующих организаций и их учредителям (ст. 11 Закона №116-ФЗ).
В ходе обучения будут доведены требования и подходы к персоналу, его подготовке, обучению, все о контроле, проведении расследований в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности. Раскрыты вопросы организации охраны и методики расчета сил и средств охраны. Можно узнать, как противостоять информационным угрозам и обеспечить безопасность информационной инфраструктуры.
Слушатели научатся определять угрозы террористического характера, изучат стратегии борьбы с ними, а также организационные и правовые аспекты противодействия террористическим угрозам, требования к антитеррористической защищенности объекта. Получат практические рекомендации по актуализации паспорта безопасности и антитеррористической защищеённости.
Обучение промышленной безопасности: семинары, курсы, повышение квалификации
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.