Как снизить риски при выборе контрагентов в закупках по 223-ФЗ: рекомендация от ФНС и ФАС

Чтобы убедиться в надёжности поставщика (исполнителя, подрядчика) и не допустить финансовые риски при взаимодействии с ними в рамках исполнения заключённого договора, Федеральные антимонопольная и налоговая службы рекомендуют проводить преддоговорные проверки контрагентов при определении единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием Сервисов оценки.

Чтобы убедиться в надёжности поставщика (исполнителя, подрядчика) и не допустить финансовые риски при взаимодействии с ними в рамках исполнения заключённого договора, Федеральные антимонопольная и налоговая службы рекомендуют проводить преддоговорные проверки контрагентов при определении единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием Сервисов оценки.

Применение Сервисов организации – заказчику нужно закрепить в своём положении о закупке, предусмотреть перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при применении которых заказчик в обязательном порядке проводит такую проверку.

В иных случаях закупок, при которых применение Сервиса оценки в соответствии с положением о закупке не является обязательным, заказчик вправе определить его как дополнительный инструмент, который позволяет получать достоверные и актуальные сведения о финансово-хозяйственной и иной деятельности поставщиков (исполнителей, подрядчиков) товаров, работ, услуг.

О каких сервисах идёт речь

Сервисы оценки (методики проведения автоматизированного анализа (оценки) финансово-хозяйственного состояния и иной информации, характеризующей деятельность организаций и ИП) разработаны и утверждены ФНС (Приказ от 24 марта 2023 № ЕД-7-31/181@).

Сервисы предоставляют актуальную информацию о контрагентах, включая данные о финансовой устойчивости, налоговой дисциплине и возможных нарушениях в прошлом.

Оценка финансово-хозяйственного состояния и деятельности компаний проходит в два этапа:

1. Лицо проверяют на одновременное соответствие установленным критериям. В их числе:

  • наличие процедур ликвидации, наблюдения, внешнего управления; открытие конкурсного производства;
  • наличие сведений о принятии решения о предстоящем исключении лица из ЕГРЮЛ;
  • записи о недостоверности сведений из ЕГРЮЛ;
  • сведения о включении в РНП;
  • факты привлечения к административной ответственности по статье 19.28 КоАП;
  • принадлежность учредителя (участника) лица либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени лица к лицам, указанным в абзацах втором – пятом пп. «ф» п.1 ст.23 Закона «О госрегистрации юрлиц и ИП»;
  • отсутствие в налоговых декларациях по НДС за четыре налоговых периода противоречий и несоответствий;
  • задолженность по обязательным платежам;
  • причастность к экстремистской деятельности или терроризму либо подконтрольность такими организациями;
  • решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

2. Оценивают параметры финансово-хозяйственного состояния лица по критериям:

  • среднемесячная зарплата на одного работника за календарный год;
  • налоговая нагрузка
  • значение коэффициентов текущей ликвидности, платёжеспособности по текущим обязательствам, автономии (финансовой независимости), покрытия процентов;
  • показатель рентабельности активов;
  • отсутствие в составе участников (акционеров) иностранных лиц;
  • численность сотрудников (работников);
  • отсутствие фактов снижения численности сотрудников (работников), стоимости ОС, внеоборотных активов;
  • просрочки исполнения обязательств, предусмотренных госконтрактом, и (или) расторжения госконтрактов в одностороннем порядке.

Результаты оценки отражаются в выписке, формируемой по запросу на базе интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юрлица/ИП».

Как проверить достоверность информации

Чтобы проверить достоверность выписки из сервиса оценки юридических лиц, нужно:

  • отсканировать содержащийся в выписке QR-код;
  • и (или) на сайте ФНС России ввести ИНН участника закупки и код верификации данных из выписки.

Для заказчиков и потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сервис бесплатный.

По мнению ФАС России и ФНС России, Сервисы оценки позволяют получать достоверные и актуальные сведения о финансово-хозяйственной и иной деятельности потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) по договорам, заключаемым в рамках Закона №223-ФЗ. Позиция ведомств отражена в совместном письме от 15 мая 2025 № МШ/45087/25, № ЕД‑17‑31/1324.

Рекомендуем

Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ (24 часа очно и 120 часов заочно)

В рамках образовательной программы рассматриваются последние изменения законодательства о регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новый порядок участия поставщиков на всех этапах электронных закупок в 2025 году, практическая сторона реализации реформы контрактной системы – «плюсы» и «минусы» с точки зрения поставщика, подрядчика, исполнителя, актуальные изменения в 223-ФЗ для поставщиков, новые правила импортозамещения, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.


23.06.25-25.06.25   |   Москва
Курс повышения квалификации

Закупки по 223-ФЗ: новые требования и практические вопросы применения 223-ФЗ

В рамках программы рассматриваются сложные вопросы практики осуществления закупок по закону 223-ФЗ, новации в законодательстве 2024-25 годов, дается анализ выявляемых нарушений и практические рекомендации по проблемам проведения и участия в закупках по 223-ФЗ.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/kak-snizit-riski-pri-vybore-kontragentov-v-zakupkakh-po-223-fz-rekomendatsiya-ot-fns-i-fas/