Почему технические инструкции не читают и как это исправить

Технические инструкции применяют практически на каждом производстве. Но насколько часто сотрудники заглядывают в них? В первые рабочие дни? Когда произошла авария и нужно разобраться, что и почему? В остальное время отношение к инструкциям у большинства персонала может быть прохладным. Почему так происходит, как исправить ситуацию, рассказали в материале.

Технические инструкции применяют практически на каждом производстве. Но насколько часто сотрудники заглядывают в них? В первые рабочие дни? Когда произошла авария и нужно разобраться, что и почему? В остальное время отношение к инструкциям у большинства персонала может быть прохладным. Почему так происходит, рассказали в таблице 1.

Таблица 1. Почему не читают инструкции: 10 типичных причин

Типичный дефект

Как это выглядит на практике

Почему это плохо

1.     Сухой язык

«Выполнить процесс согласно ППР-021.03.056.11. Приложение 4».

Неясно, что именно делать. Рабочему нужно искать другой документ, а времени на это нет.

2.     Переусложнённость

Страница из 40 строк текста без заголовков и схем.

Глаз «тонет» в массиве текста. Снижается понимание и возрастает риск ошибок.

3.     Несоответствие реальности

Написано «затянуть ключом с моментом 24 Нм», а на участке — только разводной.

Инструкция игнорирует фактические условия. Рабочие начинают «делать как знают».

4.     Отсутствие логики

«Запустить машину. Проверить масло. Подключить питание». Какой шаг первый?

Нет понятной последовательности. Можно запустить оборудование без подготовки.

5.     Неудобный формат

Текст А4 в Word распечатан и заламинирован. Никто не обновлял с 2014 года.

Инструкция устарела. Её невозможно редактировать или быстро донести до исполнителей.

6.     Смешение разных процессов

В одном документе и запуск, и техобслуживание, и аварии.

Рабочий тратит время, чтобы найти нужную часть. Ошибается или игнорирует документ.

7.     Изобилие профессиональных терминов и аббревиатур

«Подай 220 на БШП, потом проверь ВНП и не забудь про ЖПС.»

Новичок ничего не поймёт. Даже опытный сотрудник может спутать действия.

8.     Расплывчатые формулировки

«Слегка подтянуть», «осторожно запустить», «в разумных пределах».

Неясные действия ведут к разночтениям. Каждый делает по-своему.

9.     Отсутствие обратной связи

Невозможно понять, кто составил инструкцию, кому сообщить о проблеме.

Документ не развивается. Ошибки повторяются, а улучшения никто не фиксирует.

10. Нет визуальных ориентиров

Нет фото, схем, стрелок. Только сплошной текст.

Рабочему сложно понять, где находится нужный винт, кран или панель.


В результате рабочие прохладно относятся серьёзно к написанному.
А это приводит:

·       к потере контроля над качеством;

·       устойчивому распространению ошибок;

·        росту рисков (в том числе при проверках).

На этом фоне возникает потребность в принципиально другой культуре создания инструкций: когда документ — это рабочий инструмент, а не пустая формальность.

Что делает инструкцию читаемой
— подходы, язык, логика

На производстве зачастую читают не то, что «написано по ГОСТу», а то, что:
— можно быстро понять,
— удобно использовать,
— реально помогает в работе.

Это и есть ядро документации, которая эффективно работает.

Как создавать читаемые инструкции: три подхода

Подход 1: от задачи — к действию

Большинство плохих инструкций описывает не сам процесс, а содержат номенклатуру: термины, ответственность, ссылки на нормативку. А хорошая инструкция — это сценарий действий.

В таблице 2 показали на примерах разницу между номенклатурными и рабочими формулировками.

Таблица 2. Номенклатурные и рабочие формулировки

Как делать не надо

Как делать надо

Почему это важно

«Оператор должен убедиться…»

«1. Откройте крышку. 2. Осмотрите прокладку на наличие повреждений»

Обязанности — это для должностной инструкции. Здесь нужен чёткий алгоритм действий.

«Выполнить в соответствии с ППР-011…»

«Нажмите зелёную кнопку "ПУСК" на панели. Убедитесь, что загорелся индикатор»

Не отправляйте пользователя искать другой документ. Включите нужную информацию здесь.

«Следует проконтролировать герметичность»

«Проверьте, нет ли капель или потёков на соединении шланга и фланца»

Слово «следует» размывает ответственность. Лучше конкретно указать, что и где смотреть.

«Осуществить подачу воздуха»

«Откройте вентиль подачи воздуха до упора (поз. 12 на схеме)»

Глагол «осуществить» — это канцелярщина. Уточните, что и как делать физически.

«Произвести визуальный осмотр узла»

«Осмотрите вал: допустимый зазор — не более 1 мм, трещины недопустимы»

Укажите критерии оценки. Без этого осмотр будет формальным.

«При наличии постороннего шума…»

«Если слышен шум — остановите станок и вызовите наладчика»

Реакция должна быть чёткой и моментальной. Не заставляйте рабочего гадать.

«Не допускается превышение давления…»

«Контроль: давление — 6–8 атм. Если выше — нажмите “СТОП”»

Не запрещайте — управляйте. Запрет без инструмента контроля бесполезен.

«Согласно требованиям ТУ…»

«Убедитесь, что температура не ниже 150 °C (по термодатчику слева)»

Переводите нормативы в понятные действия на месте.

«Рабочий обязан соблюдать меры безопасности»

«Перед запуском:
▢ Надеты перчатки
▢ Очки
▢ Убрать волосу под головной убор»

Без чек-листа безопасность останется в теории.


Подход 2: одна инструкция — один процесс

Когда в одной «инструкции по эксплуатации» — и запуск, и остановка, и замена масла, и обучение новичка — работать с ней трудно.

Выделите отдельные процедуры, каждая из которых логически завершена (таблица 3).

Таблица 3. Как выделить процедуры в инструкции

Вид инструкции

Пример заголовка

Старт процедуры

«Пуск линии формовки»

Контроль параметров

«Проверка температуры пресс-формы»

Обслуживание

«Замена смазки редуктора»

Неисправности

«Что делать, если не горит индикатор»

 

Подход 3: выделите информацию, которую можно прочитать мгновенно

Рабочий не сидит с инструкцией в кресле — часто он стоит у станка, где иногда приходится принимать экстренные решения в срок до 30 и менее секунд.

Поэтому при составлении инструкций нужно соблюдать следующие правила:

  • Абзацы — короткие.
  • Каждый блок отделён от другого.
  • Таблицы, нумерация, схемы — обязательны.

Как делать не нужно:

При эксплуатации пресса необходимо контролировать температуру нагрева, которая должна составлять от 165 до 175 градусов по Цельсию, в случае превышения значения произвести корректировку в панели управления и уведомить старшего смены.

Как следует сделать:

Температура нагрева пресса

·       Норма: 165–175 °C

·       Если выше:
— Остановить подачу материала
— Настроить панель: «Параметры → Темп»
— Сообщить мастеру

Подход 4: Используйте понятный и точный язык

Текст важно не просто упростить, а сделать однозначным в трактовке и понимании.

Примеры неоднозначностей:

  • «Слегка подтянуть болт» — это сколько ньютон-метров?
  • «На короткое время подать питание» — 3 секунды или 30?

Обязательно уточняйте такие моменты!

Как структурировать и визуализировать тексты

Инструкция должна точно описывать:

1. В каких случаях она применяется.

Например:

  • «Применяется при пуске линии после простоя более 2 часов.»
  • «Используется при плановой замене фильтра модели F-420.»
  • «Для запуска оборудования в холодном состоянии (t < +10 °C).»

2. Что нужно сделать перед началом работы

Формулировка:

«Перед началом убедитесь, что у вас есть: …»

Например:

  • «Ключ на 14, щуп 0.5 мм, перчатки, силиконовая смазка, ветошь.»
  • «Подключено питание 220 В, подача сжатого воздуха, давление ≥ 6 атм.»
  • «Паспорт изделия, журнал учета, рабочая инструкция.»

3. Пошаговый алгоритм

Цель: дать понятную, линейную последовательность действий. Один шаг — одно действие.

Формат:

  1. Сделай это
  2. Проверь это
  3. Перейди к следующему

Например:

1. Убедитесь, что индикатор «ГОТОВ» горит.

2. Нажмите зелёную кнопку «ПУСК».

3. Проверьте давление на манометре — должно быть 6–8 атм.

Совет! Избегайте «многоэтажных» шагов. Лучше 7 коротких, чем 3 длинных с вложенностью.

Хорошая пошаговая структура снижает ошибки, особенно у новых сотрудников или при работе в стрессовой обстановке.

4. Как контролировать результат

Цель: дать конкретные, измеримые признаки того, что операция прошла корректно.

Формулировка:

«Результат выполнения: …»

Примеры:

  • «Загорелся зелёный индикатор "ГОТОВ".»
  • «На выходе — ровный край, без заусенцев.»
  • «Температура стабилизировалась на уровне 165–175 °C.»

Без признаков контроля оператор будет действовать «на глаз» — и не заметит отклонения.

5. Что делать, если что-то пошло не так

Цель: предусмотреть возможные отклонения и дать готовый сценарий действий.

Формулировка:

«Если … → тогда …»

Примеры:

  • «Если давление выше 8 атм — нажмите “СТОП” и вызовите наладчика.»
  • «Если изделие не выходит — проверьте зону выгрузки на наличие застреваний.»
  • «Если мигает красный индикатор — выполните сброс (кнопка №4).»

Паника и стихийная импровизация действий при сбое = высокий риск ошибок. Готовая реакция экономит время и нервы.


Таблицы, схемы, фото: элементы, которые помогут сделать инструкцию информативнее

Инструкция не должна быть «сплошным полотном текста». Добавьте визуальные элементы: изображения, символы, блоки.

В таблице 4 привели форматы подачи, которыми можно «разбавить» инструкцию.

Таблица 4. Базовые форматы визуальной подачи для инструкций

Элемент

Когда применять

Пример

Пояснение и советы по оформлению

Чек-лист

Для самопроверки, запуска, контроля, финальных осмотров

▢ Давление в норме (6–8 атм)
▢ Смазка залита
▢ Перчатки надеты

Должен быть кратким, с маркерами ▢. Лучше размещать рядом с оборудованием или на обучении.

Таблица

Для параметров, режимов, соответствий, сравнений

Темп нагрева: норма 165–175 °C отклонение: >180 °C → «СТОП»

Используйте, если нужно быстро сопоставить значения. Столбцы: «Норма / Отклонение / Действие».

Фото

Когда важны ориентация, положение, мелкие детали

«Проверь вентиль слева от дисплея» (фото с выделением стрелкой и подписью)

Фото должно быть контрастным, с указателями (стрелки, обводки). Лучше сопровождать подписями.

Схема

Для отображения движения, логики, соединений

«Подача воздуха → фильтр → редуктор → клапан»

Стройте по горизонтали. Обязательно используйте иконки или обозначения, если схема сложная.

Блок «Если…»

Для аварий, отклонений, нестандартных ситуаций

«Если появился шум: — Нажмите “СТОП” — Проверь подшипник №2»

Лучше выделять цветом или иконкой. Используйте шаблон: ЕСЛИ → ТО → КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ.

Блок «Важно!»

Чтобы подчеркнуть критические действия или требования

«Важно: перед пуском обязательно проверь заземление!»

Используйте маркеры, цвет (жёлтый/оранжевый фон), иконку «!». Этот блок должен быть кратким.

Пошаговый список

Для линейного процесса, последовательных операций

1. Подключите питание 2. Нажмите кнопку «ПУСК» 3. Убедитесь, что загорелся индикатор

Один шаг — одно действие. Числовая нумерация обязательна. Возможна вставка картинок между шагами.

QR-код или ссылка

Для видеоинструкций, обновлений, интерактивных форматов

«Сканируй код — смотри видео по настройке»

Важно: видео не заменяет инструкцию, а лишь дополняет. Укажите дату записи и номер версии.

Инфографика

Для сводных материалов, кратких маршрутов, ознакомительных инструкций

«Техкарта запуска линии: 6 шагов с пиктограммами»

Используется на плакатах, планшетах, обучающих досках. Делается дизайнером или в шаблоне PowerPoint.

 

Где разместить инструкцию

Инструкцию можно:

  • распечатать и заламинировать (разместить на рабочем месте);
  • встроить в мобильное приложение;
  • встроить в терминал или планшет.

Чем ближе инструкция к месту, где принимается решение — тем выше её ценность.

Рекомендуем

Начальник цеха/производственного участка. Технологии результативного управления цехом

Участники курса освоят современные методы организации производства, повышения результативности работы руководителя и вовлечённости персонала. Научатся оптимизировать планирование, контроль, материальные потоки, повышать производительность и снижать издержки. Освоят практики ЛИН, нормирование труда, системы оплаты, управление конфликтами и командой. Все инструменты сопровождаются практикумами и кейсами, что позволяет применять их сразу после обучения.

Технический писатель: создание технической документации

Программа курса направлена на подготовку специалистов в области разработки технической документации. Благодаря освещению в рамках курса самых актуальных теоретических вопросов технического писательства и закреплению навыков на практике, слушатели научатся писать технические тексты, следовать правилам и применять существующие стандарты документирования.

Смотреть все программы

Обучение по производству и промышленности


17.02.25-20.02.25   |   Санкт-Петербург
Курс повышения квалификации

Эффективное управление цехом и производственным участком промышленного предприятия

Программа курса изучает ключевые инструменты и показатели, формирующие эффективность управления современным промышленным предприятием. Курс практикоориентирован: участники осваивают реальные управленческие задачи, учатся планировать и контролировать производственные процессы, повышать производительность, внедрять ЛИН-инструменты, мотивировать персонал и предотвращать ошибки, простои и конфликты.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/pochemu-tehnicheskie-instrukcii-ne-chitaut-i-kak-eto-ispravit/