В июне 2025 года вступили в силу изменения (ПП РФ № 879) в постановление Правительства РФ о мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок от 23 декабря 2024 № 1875.
Уточнили некоторые особенности порядка предоставления нацрежима при осуществлении закупок.
Сравнительный обзор поправок в Постановление №1875 привели здесь
О новой обязанности и праве заказчиков по Постановлению № 1875 рассказали здесь.
Применение нацрежима в закупках вызывает немало вопросов. Разъяснения отдельных особенностей, например, когда нацрежим не применяется к изделиям индивидуального изготовления, нужно ли учитывать особенности определения цен при закупках у едпоставщика, приравнивают ли товары без реестровых записей к иностранным после допуска участника с сертификатом СТ-1, приводятся в письмах Минфина России.
Подборку разъяснений ведомства по семи проблемным вопросам привели в таблице 1.
Таблица 1 – Семь ответов Минфина по применению нацрежима при проведении закупок
Вопрос |
Разъяснение |
Источник |
1. Если закупаемый товар, указанный в позициях 1 - 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, отсутствует в реестре российской промышленной продукции (РРПП), но в тоже время включён в евразийский реестр промышленных товаров (ЕРПТ), обязан ли заказчик в извещении об осуществлении закупки декларировать факт отсутствия в РРПП такого товара? |
В абзаце третьем подпункта «а» пункта 7 Постановления № 1875 содержится указание на необходимость декларирования факта отсутствия в РРПП товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, в целях подтверждения обоснованности указания в описании объекта закупки характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и производство которого на территории РФ отсутствует.
При этом положения, предусмотренные частью 1.1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ (характеристики товара российского происхождения) при описании объекта закупки указывать не нужно. |
Письмо Минфина России от 25 июля 2025 № 24-06-06/72389
|
2. В случае если участник закупки в своей заявке укажет наименование страны происхождения товара — государство — члена ЕАЭС, за исключением РФ, приравнивается ли такая заявка к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства?
|
Подтверждением происхождения товаров, указанных в позициях 1-433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, из государств - членов ЕАЭС является исключительно номер реестровой записи из ЕРПТ. В случае отсутствия номера такой реестровой записи и указания в заявке на участи в закупке наименования страны происхождения в соответствии с подпунктом «з» пункта 3 Постановления № 1875 такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства. |
|
3. Если при осуществлении закупки товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, заказчиком задекларировано отсутствие в РРПП такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, и на участие в закупке подана заявка на участие в закупке, признанная по результатам её рассмотрения соответствующей установленным требованиям и содержащая предложение о поставке такого товара из государства - члена ЕАЭС и сертификат СТ-1, приравнивается ли другая заявка на участие в закупке, содержащая предусмотренное абзацем третьим подпункта «з» пункта 3 Постановления № 1875 указание наименования страны происхождения товара, к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства? |
При осуществлении закупки товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, наличие в числе заявок на участие в закупке заявки, признанной по результатам её рассмотрения соответствующей установленным в соответствии с Законом № 44-ФЗ требованиям и содержащей сертификат по форме СТ-1 в качестве подтверждения страны происхождения товара, не является основанием для приравнивания заявки на участие в такой закупке, содержащей предусмотренное абзацем третьим подпункта «з» пункта 3 Постановления № 1875 указание наименования страны происхождения товара, к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
|
|
4. В случае осуществления закупки указанных в позиции 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875 лекарственных препаратов, не включенных ни в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (ЖНВЛП), утверждённый распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 № 2406-р, ни в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2010 № 1141-р, применяется ли преимущество в отношении таких лекарственных препаратов? |
При осуществлении закупок лекарственных препаратов, не включенных в Перечень, ограничение, предусмотренное пунктом 1 Постановления № 1875, не применяется, в связи с чем при закупке таких лекарственных препаратов применяется предусмотренное пунктом 1 Постановления № 1875 преимущество.
|
|
5. В случае если при осуществлении закупки товара, в отношении которого постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов, должна ли заявка на участие в закупке отдельно содержать в «структурированном виде» информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) либо достаточно указание номера реестровой записи из РРПП, содержащей такую информацию?
Подлежит ли отклонению заявка на участие в закупке, которая содержит в «структурированном виде» иную информацию о количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) чем реестровая запись из РРПП?
|
Согласно абзацу пятому подпункта «б» пункта 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утверждённых постановлением Правительства РФ от 8 июня 2018 № 656, при формировании предложения в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ, формируются с использованием электронной площадки (путём заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки - в «структурированном виде») номер реестровой записи (при наличии такого номера) из РРПП в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в позициях 1-145 приложения № 1 к Постановлению № 1875, позициях 1 - 433 приложения № 2 к Постановлению № 1875, если при осуществлении закупки применяются запрет и (или) ограничение, предусмотренные пунктом 1 к Постановлению № 1875, и в соответствии с абзацем четвёртым подпункта 31 дополнительных требований страной происхождения товара указана РФ.
В случае если в отношении такого товара постановлением Правительства РФ № 719 за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов, указывается совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий).
В силу положений Закона № 44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным частями 5 и 12 статьи 48 (в случае проведения электронного конкурса), пунктами 1-8 части 12 статьи 48 (в случае проведения электронного аукциона, электронного запроса котировок) Закона № 44-ФЗ. Отклонение заявок по иным основаниям, не предусмотренным Законом № 44-ФЗ, не допускается.
Так, в частности, соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (пункт 3 части 5 и пункт 8 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, если комиссия по осуществлению закупок выявит недостоверную информацию, содержащуюся в заявке на участие в закупке, она обязана отклонить соответствующую заявку. |
|
6. Нужно ли учитывать особенности определения цен при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)?
|
Для закупок товаров, работ и услуг, в отношении которых действует запрет, ограничение или преимущество, установлены особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Они применяются независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как при проведении конкурентного способа его определения, так и при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). |
Письмо Минфина России от 1 августа 2025 № 24-06-09/74774 |
7. К каким изделиям индивидуального изготовления не применяется нацрежим?
|
Установленные Постановлением №1875 «защитные» меры не применяются в случае, если закупаются работы, услуги по изготовлению товара по индивидуальному заказу заказчика, который будет передан заказчику на основании документа о приёмке, являющегося первичным учётным документом, и принят заказчиком к бухгалтерскому учёту.
При закупке товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемой работы, услуги, заказчик в извещении о закупке по общему правилу указывает информацию как в отношении закупаемой работы, услуги, так и товара.
Заказчик самостоятельно формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. Описание объекта закупки при этом должно позволять участникам закупки однозначно определить потребности заказчика для представления надлежащего предложения в отношении объекта закупки. |
Письмо Минфина России от 28 июля 2025 № 24-06-09/72841
|
Напомним, письма Минфина не являются нормативно-правовыми актами и носят исключительно информационно-разъяснительный характер.
Программа курса представляет собой разработанный опытными экспертами-практиками, сбалансированный и актуализированный комплекс обучающих мероприятий с участием представителя ФАС России, необходимых для изучения Федерального закона №44-ФЗ о контрактной системе, практики его применения, получения необходимых знаний, умений и навыков для эффективного осуществления закупок и участия в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учётом последних изменений законодательства о контрактной системе.
Программа повышения квалификации посвящена последним изменениям, актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Опытные эксперты, включая специалиста ФАС России, представят последние изменения в регулировании закупок, обзор нормативной базы и практики применения закона №223-ФЗ, ответят на вопросы слушателей, а также дадут обоснованные рекомендации по разрешению проблем в сфере проведения и участия в закупках по 223-ФЗ.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.