Валютное регулирование в РФ: на какие изменения обратить внимание в 2022 году

14.01.2022

Система валютного регулирования и валютного контроля в России динамично изменяется и трансформируется в рамках особенностей внешнеполитической ситуации и тенденций развития мировой экономики. Ежегодно появляются новации в законодательной базе. Заметные изменения произойдут и в 2022 году. О самых важных новшествах, которые уже произошли и тех, к которым нужно подготовиться — в материале.

В течение последних пяти лет в российское валютное законодательство (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») внесли порядка 60 изменений. Особое внимание нужно обратить на следующие восемь новелл (таблица 1).

Таблица 1. Изменения в валютном законодательстве 2019-2021

Изменение

Нормативный акт

1

Требование о репатриации валюты по валютным контрактам применяется к займам, предоставляемым резидентами нерезидентам. Правила о репатриации займов на российские счета распространены на физических лиц. Предусмотрен запрет конвертируемых иностранных займов.

Федеральный закон от 03.04.2018 № 64-ФЗ.

2

Установили критерии внешнеторговых договоров для применения уточненных правил репатриации.

Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ.

3

Определили особенности в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов.

Федеральный закон от 16.10.2019 № 341-ФЗ.

4

Внесли изменения административной ответственности: 90-дневный период без штрафов за просрочку представления в банк документов, снижены штрафы за некрупную репатриацию.

Федеральный закон от 20.07.2020 № 218-ФЗ.

5

Отменили большую часть требований о репатриации валютной выручки.

Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ.

6

С 1 июля 2021 г. для резидентов ввели систему «Одно окно» для представления информации и документов. Обязанность не касается некредитных финансовых организаций.

Федеральный закон от 22.12.2020 № 446-ФЗ.

7

Установили порядок осуществления резидентами операций с использованием иностранных электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета.

Федеральный закон от 30.12.2020 № 499-ФЗ.

8

Ввели критерии сомнительных операций, требования к комплаенсу, ускорена отмена правил о репатриации. Развивается либерализация ограничений на совершение валютных операций и репатриации средств.

Разрабатывается законопроект б/н от 02.09.2021. Вступление в силу планируется с 01.01.2022 (ID проекта — 04/13/09-21/00119907).

Изменения валютного регулирования — 2022

В 2022 году в сфере валютного контроля можно выделить пять ключевых изменений.

1. С 1 июля 2021 года отменили правило о репатриации валютной выручки для многих категорий валютных резидентов.

Резиденты могут исполнять экспортные внешнеторговые договоры путём зачисления валютной выручки на счета в зарубежных банках или иными разрешёнными законодательством РФ способами.

Иными словами, за рядом исключений, резидентов освободили от обязанности получать выручку от нерезидентов в валюте на российские счета.

Правило распространяется на экспортные договоры, которые были заключены между резидентами и нерезидентами до дня его вступления в силу, но по которым не были исполнены обязательства по оплате в иностранной валюте. За исключением товаров по определённым позициям ТН ВЭД.

Обратите внимание, по-прежнему нужно возвращать на российские счета внешние займы и выданные авансы, не всегда можно зачитывать платежи, оформлять документы и т.д.

ФНС РФ свою позицию касательно отмены репатриаций выразила в письме от 01.09.2021 № БВ-4-7/12350@ «О направлении разъяснений», где говорится, что основаниями для прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное предусмотрены положениями ст. 31.7 КоАП РФ. А с целю предотвращения отрицательной судебной практики ведомство поручило нижестоящим налоговым органам прекратить исполнения и прекратить текущие производства, по которым исполнения еще не было по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Однако некоторые нормы КоАП в части отмены (снижения) штрафа за деяние, устранения ответственности должностных лиц ещё предстоит уточнить. Поскольку на практике привлечение к ответственности по вынесенным постановлениям продолжается.

2. Следует учитывать изменения по электронным средствам платежа.

С 1 июля 2021 года появился термин — «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг».

Он употребляется в контексте регламентов использования валютными резидентами РФ иностранных платёжных систем.

В таблице 2 приведены категории лиц и случаи, в которых можно использовать иностранные ЭСП.

Таблица 2. Кто и когда может использовать иностранные ЭСП

Субъект операции

Когда можно использовать ЭСП

Юридические лица, ИП

для приема и расходования средств по основаниям, которые не связаны с предпринимательской деятельностью.

Физические лица

Для покупок через интернет (расходования) в иностранных магазинах, а также для приема средств, но по основаниям, не связанным с предпринимательской деятельностью (например, переводы между родственниками или друзьями).

Физические лица — валютные резиденты в мягкой форме

Пробывшие на территории РФ менее 183 дней (ч. 8 ст. 12 Закона о валюте).

Организациям, ИП и самозанятым в ряде случаев запрещается использовать электронные кошельки:

  • Принимать электронные деньги с ЭСП в качестве оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, за исключением расчётов посредством платёжных карт, предоставленных в соответствии с правилами иностранной платёжной системы.
  • Осуществлять с помощью ЭСП переводы, связанные с ведением внешнеторговой деятельности и/или по договорам займа.

За что и на сколько могут оштрафовать

Новые санкции в связи с использованием иностранных кошельков действуют с 1 октября 2021 года. Оштрафовать могут:

  • за запрещенные валютные операции — штраф 75–100% от суммы денежных средств, переведенных с использованием ЭСП;
  • за непредставление отчетов — штраф 20–40% от суммы зачисленных на кошелек средств;
  • за просрочку отчетов — до 3 тыс. руб. (ФЛ) / до 50 тыс. руб­. (организация/ИП) в зависимости от количества дней просрочки.

Ввели ответственность и по криптовалютам. Их следует указывать в уведомлении и отчёте об обороте средств и активов как оборотный актив в иностранной валюте (в статусе имущества с 01.01.2021):

  • За непредставление отчёта по криптовалютам — штраф10% от суммы оборотов.
  • За непредставление уведомления об открытии счёта в финансовой организации, на котором лежит криптовалюта — штраф 50 тысяч рублей.
  • За неуплату налога — штраф 40% от суммы неуплаченного налога.

3. Банкам предложили передавать налоговым и таможенным органам данные о сомнительных валютных операциях.

У банков может появиться право запрашивать информацию и документы по валютным операциям, подтверждающие источники происхождения денежных средств на счетах, сведения об IP и MAC-адресах, номерах телефонов и СИМ-арт, основаниях зачисления.

Нововведение также предполагает усовершенствование обмена информацией по клиентским операциям между банками, Росфинмониторингом и ФНС России. Налоговым органам станет проще администрировать дела, связанные с нарушением валютного законодательства.

4. Резидентам могут разрешить не зачислять в РФ 10% выручки по валютным сырьевым контрактам.

С 1 июля 2021 г. отменили обязанность по репатриации валютной выручки по валютным контрактам, за исключением сырьевых (и некоторых исключений). Разработан новый законопроект (б/н), в нём предложено разрешить резидентам не зачислять в РФ 10% выручки по валютным сырьевым контрактам, с 1 января 2022 г. и далее повышать этот лимит до полного освобождения с 2024 г.

5. Разработаны критерии сомнительных операций.

На основе международных рекомендаций ФАТФ, Федерального закона № 115-ФЗ, Методических рекомендациях по управлению рисками банков в рамках соблюдения ПОД/ФТ, писем ЦБ РФ, предложено ввести определение и критерии сомнительных операций.

Согласно критериям, это операция, которая:

  • содержит внутренние противоречия;
  • не имеет экономического существа,
  • предполагает общественно опасное деяние, предполагающее нарушение законодательства.

Порядка 100 признаков сомнительных операций перечислены в Указании Банка России от 20.10.2020 № 5599-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П „О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“», действующем ч 1 октября 2021 года.

В дальнейшем планируется введение избирательного контроля вывода и возврата денег с опорой на выработанные критерии и концепции.

Особенности современной практики валютного регулирования и валютного контроля, все актуальные изменения валютного законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России и ФНС России детально рассмотрим на семинаре: «Валютное регулирование и валютный контроль в РФ с учетом последних изменений законодательства».

К списку статей

Нужна помощь с подбором обучающей программы?

Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Свяжитесь с нами по телефону: 8800 234 5522

Заказать обратный звонок

http://www.finkont.ru/blog/valyutnoe-regulirovanie-v-rf-na-kakie-izmeneniya-obratit-vnimanie-v-2022-godu/