Расширена сфера действия закона № 223-ФЗ, введены новые обязанности и запреты в сфере закупок
15.07.2015
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 249-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": расширена сфера действия закона № 223-ФЗ, введено понятие инвестиционного проекта и установлены особые условия закупок при его реализации. Для заказчиков Крыма и Севастополя срок действия переходного периода по закону № 44-ФЗ продлен до 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – закон № 223-ФЗ) и статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон № 44-ФЗ) направлен, прежде всего, на регулирование порядка осуществления закупок при реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой.
Действие закона № 223-ФЗ распространено на юридических лиц в случае реализации такими юридическими лицами инвестиционных проектов, стоимость (объем финансирования) которых превышает величину (не менее 10 миллиардов рублей), установленную Правительством Российской Федерации, и которым оказывается государственная поддержка, предусмотренная в части 3 статьи 3.1 закона № 223-ФЗ (при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов) – изменения предусмотрены частью 5 статьи 1 закона № 223-ФЗ.
Статья 3 закона № 223-ФЗ о принципах и основных положениях закупки товаров, работ, услуг дополнена необходимостью осуществления закупок исключительно в соответствии с планом закупки, размещенным в Единой информационной системе (далее – ЕИС). Среди исключений в законе обозначены: случаи возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.
Статьей 3.1. закона № 223-ФЗ установлены особенности осуществления закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов, заказчиками двух категорий:
1) заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов, стоимость которых превышает величину (не менее 10 миллиардов рублей), установленную Правительством Российской Федерации (при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов);
2) иными заказчиками или юридическими лицами, указанными в части 5 статьи 1 закона № 223-ФЗ (далее – иные юридические лица), за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов, стоимость которых превышает величину (не менее 10 миллиардов рублей), установленную Правительством Российской Федерации, и которым оказывается предусмотренная законом № 223-ФЗ государственная поддержка (при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов).
Инвестиционным проектом, которому оказывается государственная поддержка, признается инвестиционный проект, в рамках реализации которого обязательства заказчика или иного юридического лица обеспечены государственной гарантией Российской Федерации (в том числе по кредитам, привлекаемым таким заказчиком, таким юридическим лицом, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях проектного финансирования) и (или) финансовое обеспечение которого осуществляется полностью или частично (в объеме не менее чем 10 процентов от стоимости инвестиционного проекта) за счет средств:
1) федерального бюджета, предоставляемых в виде бюджетных инвестиций или субсидий;
2) Фонда национального благосостояния, размещаемых в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) государственной корпорации "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее – инвестиционный проект).
Законом предусмотрено создание Правительством РФ координационного органа в целях обеспечения потребностей заказчиков и иных юридических лиц в продукции машиностроения.
Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) отдельные виды продукции машиностроения, которая включается в перечни в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 3.1 закона № 223-ФЗ и закупки которой не могут быть осуществлены заказчиками или иными юридическими лицами без согласования эксплуатационных характеристик такой продукции с координационным органом Правительства;
2) отдельные виды продукции машиностроения, которая включается в перечни в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 3.1 закона № 223-ФЗ и закупки которой не могут быть осуществлены заказчиками или иными юридическими лицами за пределами территории Российской Федерации без согласования возможности осуществления такой закупки с координационным органом Правительства.
Координационный орган Правительства, в том числе, вправе:
1) принять обязательные для исполнения заказчиками или иными юридическими лицами решения о необходимости размещения ими перечней в ЕИС;
2) определить конкретные закупки, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС при реализации инвестиционных проектов, указанных в части 1 статьи 3.1 закона № 223-ФЗ;
3) определить конкретные виды продукции машиностроения, которая включается в перечни и сведения о закупке которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС при реализации инвестиционных проектов, указанных в части 1 статьи 3.1 закона № 223-ФЗ;
4) координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, касающуюся разработки государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, иных документов стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков или иных юридических лиц в продукции машиностроения, в том числе с учетом представленных заказчиками или такими юридическими лицами перечней, или внесения изменений в указанные программы и документы.
При реализации инвестиционных проектов заказчики или иные юридические лица:
1) формируют перечни продукции машиностроения, которая необходима для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с частью 11 статьи 3.1 закона № 223-ФЗ на срок не менее чем пять лет или на срок реализации таких инвестиционных проектов и представляют их на рассмотрение в координационный орган Правительства;
2) формируют при необходимости изменения, которые подлежат внесению в указанные перечни, и представляют данные изменения на рассмотрение в координационный орган Правительства.
До представления указанных перечней в координационный орган Правительства заказчики и иные юридические лица при реализации инвестиционных проектов не вправе осуществлять закупки соответствующей продукции машиностроения.
Перечни должны содержать информацию о продукции машиностроения, которая необходима для реализации инвестиционного проекта, в случае, если цена единицы такой продукции превышает величину, определенную Правительством Российской Федерации, а также информацию о продукции машиностроения (независимо от цены единицы такой продукции), которая необходима для реализации инвестиционного проекта и освоение производства которой на территории Российской Федерации рекомендуется заказчиком или иным юридическим лицом.
В перечни продукции машиностроения, среди прочего, должна быть включена следующая информация:
- сведения о том, что такая продукция происходит из иностранных государств, группы иностранных государств, в том числе об отдельных видах такой продукции, которую заказчик или иное юридическое лицо рекомендует для производства на территории Российской Федерации;
- сведения о том, что заказчик или иное юридическое лицо планируют закупать такую продукцию у единственного поставщика;
- сведения о том, что при закупке такой продукции заказчиком или иным юридическим лицом будут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки о создании либо модернизации и (или) об освоении производства продукции машиностроения на территории Российской Федерации с указанием этих дополнительных требований.
Изменения закона № 223-ФЗ направлены на создание условий для развития производства продукции машиностроения на территории Российской Федерации и вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 249-ФЗ.
Изменение закона № 44-ФЗ касается его заключительных положений, которыми установлено, что до 1 января 2016 г. продлено действие переходного периода, в течение которого заказчики вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Похожие новости:
-
. Обзор изменений в сфере закупок по закону № 223-ФЗ В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.
-
. Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-ФЗ В декабре 2017 года принято несколько законов, вносящих существенные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года, закупки у СМиСП на электронных площадках, работающих по 44-ФЗ, ограничения на использование товарных знаков в описании предмета договора, новые полномочия ФАС России и многое другое.
-
. Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ декабря 2017 В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.