10 июня 2025 года Правительством принято постановление № 879, которым внесены существенные изменения в постановление Правительства о мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок от 23.12.2024 № 1875 и другие нормативные акты.
Юридическое значение для правильного применения и неприменения «защитных мер» теперь имеет декларация заказчика в извещении, документации о закупке, контракте (договоре).
Декларирование № 1: в целях неприменения запрета закупок иностранных товаров, работ, услуг.
В частности, запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг может не применяться в случае (пп. «б» п. 5 постановления № 1875 в новой редакции):
Такое отсутствие декларируется заказчиком самостоятельно в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, в заключаемом с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракте (заключаемом с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договоре).
Следует отметить, что эта возможность предоставлена исключительно заказчикам, которые применяют запреты закупок иностранных товаров, работ, услуг не только по Приложению № 1 – в рамках государственного оборонного заказа, заказчикам из сферы обороны, госохраны, безопасности и другим, перечисленным в пп. «а» п.5 ч. 11 ст. 24 закона № 44-ФЗ.
Декларирование № 2: когда невозможно выполнить требования ч. 1.1 ст. 33 закона № 44-ФЗ об описании в извещении (документации) товара российского происхождения.
В пункте 7 постановления № 1875 только для заказчиков по закону № 44-ФЗ предусмотрены особенности описания объекта закупки, если производство необходимого заказчику товара в РФ отсутствует.
Комментарий: с одной стороны, это выход из ситуации, когда требования части 1.1 статьи 33 закона № 44-ФЗ невозможно исполнить. Но, с другой стороны, заказчики теперь должны самостоятельно изучать вопрос о наличии или отсутствии производства товара на территории Российской Федерации (хорошо, что не на территории всех страх ЕАЭС). И должны декларировать в своем извещении: «производство бананов в России отсутствует»; «производство лимонов в России отсутствует» и т.п. Как заказчику обеспечить достоверность такой декларации? Какими компетенциями должны обладать работники контрактной службы и какой объем рабочего времени на изучение вопроса они должны потратить, чтобы достоверно утверждать, что производство того или иного товара в Российской Федерации отсутствует? Это новая проблема, которую принесли поправки к постановлению № 1875. Ответственность за достоверность такой декларации согласно статье 7 закона № 44-ФЗ несет заказчик. И другая проблема, которая следует из предыдущей: что делать комиссии заказчика, если участник указывает в заявке страну происхождения бананов (лимонов, апельсинов и т.д.) Российскую Федерацию, а заказчик включил в извещение декларацию об отсутствии производства такого товара в РФ? Комиссия должна верить извещению и отклонять такую заявку или должна презюмировать добросовестность участника и его заявку не отклонять? Это будет еще один сложный вопрос для самостоятельного принятия решения комиссией. В случае отклонения заявки с большой вероятностью появятся жалобы, где многочисленные индивидуальные предприниматели будут заявлять, что страной происхождения бананов, лимонов и т.п. является Российская Федерация. Пример с бананами приведен лишь для наглядности, на самом деле, проблема коснется большого количества товаров, в том числе медицинских изделий.
Рекомендацию декларировать в извещении невозможность указания характеристик товара российского происхождения по причине отсутствия производства такого товара на территории Российской Федерации ранее давал Минфин в письме от 31 января 2025 г. № 24-01-06/8697. Однако в ЕИС мне не удалось найти ни одного заказчика, который бы следовал этой рекомендации. Риск признания такой декларации недостоверной и обжалования извещения достаточно высок. Гарантировать достоверность информации об отсутствии производства товара на территории РФ, если закупаемый товар не включен в приложения № 1 и № 2 к постановлению № 1875, заказчик не может. Таким образом, решение одной проблемы привело к возникновению для заказчиков по 44-ФЗ новых проблем: декларировать или не декларировать отсутствие производства товаров в России, если заказчик не обладает всей полнотой информации по указанному вопросу; отклонять или не отклонять поступившие заявки, если они не соответствуют «декларации».
Если заказчик продекларирует отсутствие товара из приложения № 2 к постановлению № 1875 с нужными заказчику характеристиками в реестре российской промышленной продукции, страну происхождения участники в заявке могут указать без подтверждающих документов и информации (это необходимо добавить в требования к заявке и инструкцию по ее заявки (!)).
Однако, если на участие в закупке все-таки будет подана заявка, соответствующая требованиям извещения и содержащая номер реестровой записи, все заявки, где страна происхождения просто указана, без подтверждения, признаются «иностранными» и должны быть отклонены.
Декларирование № 3. При обосновании НМЦК заказчиками по закону № 44-ФЗ.
Предусмотрено, что особенности обоснования НМЦК по постановлению № 1875 не применяются заказчиком, если в реестре российской промышленной продукции отсутствуют указанные в позициях 1 - 433 приложения № 2 к постановлению № 1875 товары с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, отсутствует производство на территории Российской Федерации товаров, указанных в позициях 434 – 465 приложения № 2 к постановлению № 1875, которые декларируются в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги. В случаях, при которых такое обоснование в соответствии с законом № 44-ФЗ не составляется, отсутствие производства такого товара на территории Российской Федерации декларируется в контракте.
Комментарий: для заказчиков по закону № 223-ФЗ обязанность декларировать отсутствие производства товаров в Российской Федерации, отсутствие товара в реестре российской промышленной продукции не предусмотрена. Однако в случае поступления жалобы на извещение, документацию о закупке, в которых описан иностранный товар, в случае применения заказчиком ограничений закупок иностранной продукции, обоснование выбора заказчиком характеристик иностранной продукции будет необходимо.
Материал подготовлен Богацкой С.Г., ведущим преподавателем УМЦ «Финконт», к.э.н.
Более подробно изучим и обсудим изменения постановления № 1875 и практику работы заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ в новых условиях на наших ближайших обучающих мероприятиях:
44-ФЗ и 223-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно)
В рамках программы повышения квалификации «Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ» опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят логику и наиболее важные направления правового регулирования государственных, муниципальных и корпоративных; последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
В рамках программы рассматриваются сложные вопросы практики осуществления закупок по закону 223-ФЗ, новации в законодательстве 2024-25 годов, дается анализ выявляемых нарушений и практические рекомендации по проблемам проведения и участия в закупках по 223-ФЗ.
Закупки по закону № 223-ФЗ. Правовое регулирование и контроль (24 часа очно)
В рамках программы повышения квалификации «Закупки по закону № 223-ФЗ. Правовое регулирование и контроль» опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят логику и наиболее важные направления правового регулирования корпоративных закупок; последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 223-ФЗ.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.