Декларирование отсутствия российской продукции — новая обязанность и право заказчиков по Постановлению № 1875 (в редакции от 10 июня 2025)

10 июня 2025 года Правительством принято постановление № 879, которым внесены существенные изменения в постановление Правительства о мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок от 23.12.2024 № 1875 и другие нормативные акты.

10 июня 2025 года Правительством принято постановление № 879, которым внесены существенные изменения в постановление Правительства о мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок от 23.12.2024 № 1875 и другие нормативные акты.

Юридическое значение для правильного применения и неприменения «защитных мер» теперь имеет декларация заказчика в извещении, документации о закупке, контракте (договоре).

Декларирование № 1: в целях неприменения запрета закупок иностранных товаров, работ, услуг.

В частности, запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг может не применяться в случае (пп. «б» п. 5 постановления № 1875 в новой редакции):

  • отсутствия на территории Российской Федерации российских граждан, российских юридических лиц, осуществляющих оказание услуг, указанных в позициях 147 - 151 приложения № 1 к постановлению № 1875,
  • отсутствия в реестре российской промышленной продукции товаров, указанных в позициях 1 - 433 приложения № 2 к постановлению № 1875, с характеристиками, соответствующими потребности заказчика,
  • отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, указанных в позициях 434 - 465 приложения № 2 к постановлению № 1875,
  • отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, не указанных в приложениях № 1 и 2 к постановлению № 1875,
  • отсутствия на территории РФ российских граждан, российских юридических лиц, осуществляющих выполнение работ, оказание услуг, не указанных в приложениях № 1 и 2 к постановлению № 1875, при осуществлении в соответствии с законом № 44-ФЗ закупок таких товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг заказчиком из числа заказчиков, предусмотренных подпунктом «а» пункта 5 части 11 статьи 24 закона № 44-ФЗ, или при осуществлении в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с законом № 44-ФЗ и законом № 223-ФЗ закупок таких товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг иными заказчиками.

Такое отсутствие декларируется заказчиком самостоятельно в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, в заключаемом с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракте (заключаемом с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договоре).

Следует отметить, что эта возможность предоставлена исключительно заказчикам, которые применяют запреты закупок иностранных товаров, работ, услуг не только по Приложению № 1 – в рамках государственного оборонного заказа, заказчикам из сферы обороны, госохраны, безопасности и другим, перечисленным в пп. «а» п.5 ч. 11 ст. 24 закона № 44-ФЗ.

Декларирование № 2: когда невозможно выполнить требования ч. 1.1 ст. 33 закона № 44-ФЗ об описании в извещении (документации) товара российского происхождения.

В пункте 7 постановления № 1875 только для заказчиков по закону № 44-ФЗ предусмотрены особенности описания объекта закупки, если производство необходимого заказчику товара в РФ отсутствует.

  • при осуществлении закупки товаров, указанных в позициях 1 – 433 приложения № 2 к постановлению № 1875, заказчик должен продекларировать в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факт отсутствия в реестре российской промышленной продукции такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, и указать в описании объекта закупки характеристики товара, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в реестре российской промышленной продукции. Кроме того, заказчик должен включить в описание объекта закупки копию направленного до начала осуществления закупки в Минпромторг уведомления об отсутствии закупаемого товара в реестре российской промышленной продукции;
  • при осуществлении закупки товаров, не указанных в позициях 1 – 145 приложения № 1 к постановлению № 1875, позициях 1 – 433 приложения № 2 к постановлению № 1875, заказчик должен продекларировать в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факт отсутствия на территории Российской Федерации производства такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, а также указать в описании объекта закупки характеристики товара, потребность в котором имеется у заказчика и производство которого на территории Российской Федерации отсутствует.

Комментарий: с одной стороны, это выход из ситуации, когда требования части 1.1 статьи 33 закона № 44-ФЗ невозможно исполнить. Но, с другой стороны, заказчики теперь должны самостоятельно изучать вопрос о наличии или отсутствии производства товара на территории Российской Федерации (хорошо, что не на территории всех страх ЕАЭС). И должны декларировать в своем извещении: «производство бананов в России отсутствует»; «производство лимонов в России отсутствует» и т.п. Как заказчику обеспечить достоверность такой декларации? Какими компетенциями должны обладать работники контрактной службы и какой объем рабочего времени на изучение вопроса они должны потратить, чтобы достоверно утверждать, что производство того или иного товара в Российской Федерации отсутствует? Это новая проблема, которую принесли поправки к постановлению № 1875. Ответственность за достоверность такой декларации согласно статье 7 закона № 44-ФЗ несет заказчик. И другая проблема, которая следует из предыдущей: что делать комиссии заказчика, если участник указывает в заявке страну происхождения бананов (лимонов, апельсинов и т.д.) Российскую Федерацию, а заказчик включил в извещение декларацию об отсутствии производства такого товара в РФ? Комиссия должна верить извещению и отклонять такую заявку или должна презюмировать добросовестность участника и его заявку не отклонять? Это будет еще один сложный вопрос для самостоятельного принятия решения комиссией. В случае отклонения заявки с большой вероятностью появятся жалобы, где многочисленные индивидуальные предприниматели будут заявлять, что страной происхождения бананов, лимонов и т.п. является Российская Федерация. Пример с бананами приведен лишь для наглядности, на самом деле, проблема коснется большого количества товаров, в том числе медицинских изделий.

Рекомендацию декларировать в извещении невозможность указания характеристик товара российского происхождения по причине отсутствия производства такого товара на территории Российской Федерации ранее давал Минфин в письме от 31 января 2025 г. № 24-01-06/8697. Однако в ЕИС мне не удалось найти ни одного заказчика, который бы следовал этой рекомендации. Риск признания такой декларации недостоверной и обжалования извещения достаточно высок. Гарантировать достоверность информации об отсутствии производства товара на территории РФ, если закупаемый товар не включен в приложения № 1 и № 2 к постановлению № 1875, заказчик не может. Таким образом, решение одной проблемы привело к возникновению для заказчиков по 44-ФЗ новых проблем: декларировать или не декларировать отсутствие производства товаров в России, если заказчик не обладает всей полнотой информации по указанному вопросу; отклонять или не отклонять поступившие заявки, если они не соответствуют «декларации».

Если заказчик продекларирует отсутствие товара из приложения № 2 к постановлению № 1875 с нужными заказчику характеристиками в реестре российской промышленной продукции, страну происхождения участники в заявке могут указать без подтверждающих документов и информации (это необходимо добавить в требования к заявке и инструкцию по ее заявки (!)).

Однако, если на участие в закупке все-таки будет подана заявка, соответствующая требованиям извещения и содержащая номер реестровой записи, все заявки, где страна происхождения просто указана, без подтверждения, признаются «иностранными» и должны быть отклонены.

Декларирование № 3. При обосновании НМЦК заказчиками по закону № 44-ФЗ.

Предусмотрено, что особенности обоснования НМЦК по постановлению № 1875 не применяются заказчиком, если в реестре российской промышленной продукции отсутствуют указанные в позициях 1 - 433 приложения № 2 к постановлению № 1875 товары с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, отсутствует производство на территории Российской Федерации товаров, указанных в позициях 434 – 465 приложения № 2 к постановлению № 1875, которые декларируются в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги. В случаях, при которых такое обоснование в соответствии с законом № 44-ФЗ не составляется, отсутствие производства такого товара на территории Российской Федерации декларируется в контракте.

Комментарий: для заказчиков по закону № 223-ФЗ обязанность декларировать отсутствие производства товаров в Российской Федерации, отсутствие товара в реестре российской промышленной продукции не предусмотрена. Однако в случае поступления жалобы на извещение, документацию о закупке, в которых описан иностранный товар, в случае применения заказчиком ограничений закупок иностранной продукции, обоснование выбора заказчиком характеристик иностранной продукции будет необходимо.

Материал подготовлен Богацкой С.Г., ведущим преподавателем УМЦ «Финконт», к.э.н.

Более подробно изучим и обсудим изменения постановления № 1875 и практику работы заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ в новых условиях на наших ближайших обучающих мероприятиях:

44-ФЗ и 223-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно)

В рамках программы повышения квалификации «Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ» опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят логику и наиболее важные направления правового регулирования государственных, муниципальных и корпоративных; последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Закупки по 223-ФЗ: новые требования и практические вопросы применения 223-ФЗ (24 часа очно или онлайн и 84 часа дистанционно)

В рамках программы рассматриваются сложные вопросы практики осуществления закупок по закону 223-ФЗ, новации в законодательстве 2024-25 годов, дается анализ выявляемых нарушений и практические рекомендации по проблемам проведения и участия в закупках по 223-ФЗ.

Закупки по закону № 223-ФЗ. Правовое регулирование и контроль (24 часа очно)

В рамках программы повышения квалификации «Закупки по закону № 223-ФЗ. Правовое регулирование и контроль» опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят логику и наиболее важные направления правового регулирования корпоративных закупок; последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 223-ФЗ.

07.07.25-08.07.25   |   Санкт-Петербург
Курс повышения квалификации

Контрактная система в сфере закупок: ключевые изменения и практические вопросы осуществления закупок по 44-ФЗ (16 часов очно и 92 часа дистанционно)

В рамках программы повышения квалификации рассматриваются законодательные изменения контрактной системы 2023-24 годов, даются рекомендации по построению эффективной системы организации закупок в условиях новых правил и специальных мер в сфере экономики, методы преодоления спорных и разрешения сложных ситуаций на основе результатов мониторинга, контроля, аудита и судебной практики в закупках по 44-ФЗ.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/deklarirovanie-otsutstviya-rossiyskoy-produktsii-novaya-obyazannost-i-pravo-zakazchikov/