От затрат на энергоресурсы зависит, какой будет себестоимость конечного продукта. Поскольку цены на топливо и электроэнергию растут, менеджменту предприятий приходится «ломать голову» над тем, как снизить издержки.
	 Прежде всего, нужна эффективная система управления службой главного энергетика и правильная мотивация сотрудников. Можно прибегнуть к инструментам KPI. Они помогут спланировать работы и оценить эффективность энергетических служб.
Частый недостаток энергетической службы, который нужно устранить
	 На некоторых предприятиях энергетические службы заняты исключительно обеспечением надежности и бесперебойности энергоснабжения. Такой стандарт работы передаётся по принципу преемственности ещё со времён СССР, что неправильно. В то время предприятия работали в условиях плановой экономики, и электроэнергия стоила дёшево. Для условий экономики рыночной советские стандарты — непозволительная роскошь.
	 Сейчас в России претерпела существенные изменения специфика энергетического бизнеса. Появились новые механизмы.
	- Поставщики энергии работают в условиях конкуренции. Созданы энергетические рынки и биржи по торговле энергоресурсами.
 
	- Благодаря стратегии поведения предприятия могут управлять стоимостью потребляемых энергоресурсов.
 
	- Средства автоматизации и управления позволяют выполнять учет, контроль и планирование параметров энергопотребления.
 
	- Появились энергосервисные компании, развиваются механизмы энергосервисных контрактов.
 
	 У многих компаний есть огромные потенциалы для управления энергетическими издержками. Для этого в систему ключевых показателей эффективности службы главного энергетика предприятия нужно добавить соответствующий аспект.
12 ключевых задач для службы главного энергетика
	 Энергетическая служба должна решать технологические и экономические задачи. Среди них:
	- Организация снабжения всеми видами энергии.
 
	- Обеспечение надёжности, бесперебойности и качества.
 
	- Обеспечение обслуживания, ремонта, безаварийности.
 
	- Поиск ключевых решений в области энергетического менеджмента.
 
	- Разработка и внедрение энергосберегающих проектов.
 
	- Инициализация, реализация и сопровождение энергетических контрактов.
 
	- Автоматизированные учёт и контроль потребления энергоресурсов.
 
	- Анализ и контроль стоимости энергоресурсов.
 
	- Организация мероприятий по снижению издержек на ремонты.
 
	- Организация мероприятий по снижению затрат на материалы и оборудование.
 
	- Обеспечение покупки энергоресурсов на энергорынках.
 
	- Реализация мероприятий по снижению стоимости покупных энергоресурсов через энергорыночные механизмы.
 
	 Основными показателями для оценки эффективности работы службы главного энергетика могут стать обеспечение надёжности энергоснабжения и размер снижения затрат на энергопотребление.
	 Учтите, что затраты могут разделяться по ряду компонентов:
	- объектам энергопотребления,
 
	- периоду энергопотребления,
 
	- видам энергоресурсов,
 
	- структуре стоимости,
 
	- сезонности.
 
Какие ключевые показатели эффективности (KPI) можно использовать
	 Ключевые показатели эффективности можно подобрать, опираясь на виды учёта и поставленные задачи (Таблица 1).
 Таблица 1. Примеры KPI для энергетических служб промышленных предприятий.
	| 
		 
 KPI 
		 
	 | 
	
		 
 Описание
		 
	 | 
	| 
		 
			 Уровень снижения потребления энергоресурсов (кВтч, кВт в мес. и т.п.)
		 
	 | 
	
		 
			 Необходимо определить величину энергоресурсов, сэкономленных за заданный период
		 
	 | 
	| 
		 
			 Величина сэкономленных средств (руб.)
		 
	 | 
	
		 
			 Следует рассчитать стоимость сэкономленных средств за оплату энергоресурсов
		 
	 | 
	| 
		 
			 Количество предложенных, реализуемых и реализованных проектов по сокращению энергозатрат (ед.)
		 
	 | 
	
		 
			 Необходимо учесть количество проектов, реализуемых службой за заданный период
		 
	 | 
	| 
		 
			 Точность планирования покупки энергоресурсов (%)
		 
	 | 
	
		 
			 Особенности ценообразования энергоресурсов предусматривают покупку на основании планов (электроэнергия — почасовые планы, природный газ — помесячные). Ошибки в планах увеличивают затраты на покупку энергоресурсов
		 
	 | 
	| 
		 
			 Количество аварий и остановок (ед.)
		 
	 | 
	
		 
			 Следует учесть общее количество аварий и вынужденных остановок производства. Посмотреть, есть ли тенденции к уменьшению, по сравнению с предыдущим учётным периодом
		 
	 | 
	| 
		 
			 Длительность плановых, капительных и аварийных ремонтов оборудования (час.)
		 
	 | 
	
		 
			 Следует учесть временные затраты на выполнение ремонтных операций
		 
	 | 
	| 
		 
			 Уровень расхода материалов (ед.)
		 
	 | 
	
		 
			 Следует учесть количество сэкономленного материала при условии отсутствия потери в качестве и надежности работ (теплоизоляция, задвижки, изолента и т.п.)
		 
	 | 
	| 
		 
			 Повышение эффективности отдельного производственного объекта (%)
		 
	 | 
	
		 
			 Нужно проанализировать изменения показателей эффективности отдельных производственных объектов (цехов, подразделений)
		 
	 | 
	 Подбирать KPI следует индивидуально. Ключевые показатели эффективности для службы главного энергетика можно комбинировать и дополняться в зависимости от типа предприятия и текущих целей.