Складская логистика: как оптимизировать склад с помощью адресного хранения

Если на вашем складе хранится более сотни различных товаров, а его площадь превышает 200 — 300 квадратных метров, вы можете оптимизировать складские процессы, внедрив адресную систему хранения.

Если на вашем складе хранится более сотни различных товаров, а его площадь превышает 200 — 300 квадратных метров, вы можете оптимизировать складские процессы, внедрив адресную систему хранения.

Это способ размещения продукции, при котором каждому виду или категории товара присваивается конкретное место.

Помещение склада необходимо разбить на зоны. Это позволит вам использовать пространство рационально. У адресного хранения есть и другие плюсы:

  • значительно ускоряется поиск, процессы приёмки, отгрузки и инвентаризации запасов;
  • упрощается учёт складских операций;
  • снижается риск ошибок;
  • процессы становится проще автоматизировать;
  • снижаются потери (например, за счёт сортировки и отгрузки товаров по сроку годности).

Для каких компаний адресное хранение будет идеальным решением

Адресное хранение — оптимальный вариант для:

  • оптовых компаний, продающих продукты питания и другую скоропортящуюся продукцию;
  • производственных компаний, хранящих на складах как готовую продукцию, так и комплектующие и запчасти;
  • интернет-магазинов;
  • служб доставки.

Оптимизировать хранение с помощью адресного хранения могут компании и с другими сферами деятельности.

Как внедрить адресное хранение на складе: 4 шага

Для внедрения адресного хранения можно следовать четырёхшаговому алгоритму.

1. Определите, какой вид хранения вам подойдёт

Адресное хранение может быть двух видов статистическим или динамическим (таблица 1). Ориентируйтесь на размеры склада, характер продукции и объёмы хранения.

Таблица 1. Виды адресного хранения

Вид адресного хранения

Особенности

Статическое хранение

Подойдёт для компаний с небольшим ассортиментом товаров.

За каждой категорией или видом товара закрепляется конкретный стеллаж, полка, шкаф или холодильник.

Корректировать систему можно вручную.

Динамическое хранение

Подходит для больших складов с ассортиментом свыше 100 единиц, при складировании мелкогабаритных товаров и ценной продукции.

При приёмке товаров каждому из них присваивается адрес — секция, место на стеллаже или на полке. Такая работа может выполняться вручную работником склада, или автоматически системой учёта товаров.

После отгрузки товара на его место кладут другой. Складские мощности используются рационально. Можно учесть сезонность. Например, в холодное время года выделить больше полок для хранения зимней обуви.

Организация динамической системы потребует от компании финансовых вложений и обучения персонала.

2. Продумайте зонирование, структуру и маркировку

Склад нужно разбить на три главные зоны:

  • приёмки;
  • хранения;
  • отгрузки.

Последующее деление будет зависеть от характера продукции. Каждую из зон можно дополнительно разделить на секции. Например, на спецхранилища — для продукции, требуемой особых условий хранения; секцию паллетного хранения — если требуется пространство для проезда погрузчиков и штабелёров и другой техники.

Если вы планируете хранить товар на стеллажах, структурной единицей будет полка, если на паллетах — паллет, если товар будет располагаться на полу, естественной границей между ними будут проходы.

Каждая ячейка, где хранится товар, должна иметь свой адрес. Он представляет собой уникальный код в виде буквенно-числовой последовательности, который наносится на наклейку. В формулу кода нужно вписать месторасположения товара. Например, номер (буквенное обозначение) корпуса, номер этажа, номер стеллажа, номер яруса, номер паллеты. Если товар хранится на полу, можно использовать простую формулу — обозначение ряда и место товара в ряду.

Наклейки должны быть крупными, а символы — легко читаться. Чтобы избежать путаницы, старайтесь избегать букв, совпадающих по форме написания с цифрами: «З» — «3» (три); «О» — «0» (ноль).

Чтобы упростить поиск, части кода можно раскрасить в разные цвета.

Кроме буквенно-числового кода, на этикетке должен быть штрихкод для работы с терминалом сбора данных. Чтобы наклейки с адресами было проще отсканировать, продублируйте их внизу.

Нужно чётко выделить границы каждой секции, паллеты или ячейки. Если склад небольшой, можно сэкономить пространство, совместив зоны приёмки и отгрузки. Чтобы избежать путаницы, разграничьте эти процессы по времени или продумайте схему одновременной погрузки-отгрузки.

Помимо зон хранения и погрузки-отгрузки, спланируйте зону рабочего места сотрудников из расчёта 3,25 — 5 квадратных метров на человека, зону для комплектования заказов из расчёта дневной или часовой загруженности, количества сотрудников склада.

3. Закупите оборудование

Для сканирования штрихкодов, поиска товаров на полках, обработки и передачи информации потребуются терминалы сбора данных. Их оптимальное количество должно равняться числу кладовщиков в смене. Также потребуется установить программное обеспечение, которое будет совместимо с системой учёта товаров или складской программой.

Для печати этикеток, кодов маркировки и штрихкодов потребуется принтер этикеток. Рекомендуется приобретать трансфертные принтеры. Такая печать меньше подвержена механическим повреждениям и не выгорает на солнце.

4. Протестируйте систему и обучите сотрудников

Наиболее частые ошибки связаны с тем, что на этапе проектирования учитываются не все особенности склада, сотрудники не справляются с программой, маркируют товары неверными адресами. Дайте сотрудникам тестовые задания по маркировке и поиску товара. Если они всё сделают без ошибок, система выстроена правильно.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/skladskaya-logistika-kak-optimizirovat-sklad-s-pomoshchyu-adresnogo-khraneniya/