Договор — письменное соглашение лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающее взаимные права и обязанности. Он содержит условия, особые для каждого вида договорных обязательств и указанные в ГК РФ. В некоторых случаях для возникновения договорных отношений достаточно только счета, оформленного в виде оферты.
	 Договорная работа в организации — цикл мероприятий, состоящий из заключения договоров и их исполнения. Деятельность регулируется законами и внутренними нормативными актами, которые отвечают за правильную подготовку и оформление документации, а также согласование условий с контрагентами.
	 За создание договора обычно отвечает отдел сбыта. Иногда ради выполнения функций создается подразделение со специалистами договорного отдела.
Как правильно составить договор 
	 Перед встречей внесите в проект договора:
	- краткую характеристику и вид договорного обязательства;
 
	- наименования сторон;
 
	- предмет договора;
 
	- цену и условия оплаты;
 
	- ответственность за нарушение условий договора;
 
	- сроки выполнения и дополнительные сведения;
 
	- список ответственных лиц.
 
	 Специалист договорного отдела поможет не наломать дров. Если его нет, не допускайте следующие ошибки:
	- не копируйте договор бездумно, проверяйте, не противоречат ли условия документа текущим обстоятельствам;
 
	- проверяйте срок действия договора — он не всегда равен сроку действия обязательств;
 
	- не обменивайтесь документами по электронной почте — так вы не соблюдаете письменную форму;
 
	- отсутствие доверенности у вас или другого ответственного лица может привести к лишним спорам.
 
Этапы договорной работы в организации 
	 Заключение договора проходит через шесть стадий.
	- От одной из сторон исходит инициатива заключения договора. Она обосновывает необходимость оформления сделки и ее цели.
 
	- Устанавливаются условия сотрудничества, цена и порядок оплаты, достигается компромисс между сторонами.
 
	- Проверяется, насколько добросовестный бизнес-партнер. Ошибка приведет к проблемам с ФНС, срыву договоренностей или обману.
 
	- Договор дорабатывается: уточняются условия, составляются списки дополнительных документов, уточняется процесс визирования.
 
	- Изучение договора финансовой службой, юристом и руководителем.
 
	- Подписание договора, присвоение номера и занесение сведений в реестр договоров.
 
	 Дополнительный пункт — преобразование подписанного электронного договора в бумажный договор, простановка печатей.
Типовые формы договоров 
	 Типовая форма договора — шаблон, основанный на образце из справочно-правовой системы. Он ускоряет работу менеджеров и специалистов договорного отдела, дает правовую и финансовую безопасность, упрощает работу с клиентами и партнерами. Предприниматели не создают каждый раз документ заново, а лишь немного его корректируют.
	 Уменьшаются издержки, появляется полное понимание условий сотрудничества, повышается прибыль в результате роста общих показателей эффективности. При возникновении спора типовой договор дает больше доказательств сторонам, не «размываются» их права и обязанности.
Какие нормативные документы регламентируют договорную работу 
	 Договорная работа в организации основывается на действующем законодательстве и локальных нормативных актах — регламентах. Эти акты описывают:
	- подготовку проекта договора;
 
	- проверку контрагентов;
 
	- порядок подписи договоров;
 
	- организуют их исполнение;
 
	- контролируют выполнение;
 
	- учитывают возможные претензии и иски;
 
	- устанавливают специфику хранения.
 
	 Если условие не определено сторонами в договоре, отношения сторон определяются обычаями делового оборота.
	 Локальные акты носят как комплексный характер, так и отражают часть стадий. Чрезмерная детализация стадий рождает правила, которые не используются. Корпоративные акты утверждает руководитель.