В сфере гособоронзаказа введены государственный контроль (надзор) и банковское сопровождение
13.07.2015
Внимание!
Последние изменения в Федерально законе № 275-ФЗ можно прочитать в новой статье, в пункте 3.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ внесены важные изменения в федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Соответствующие поправки внесены также в законы "О банках и банковской деятельности", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации” предусмотрены следующие важные изменения в регулировании гособоронзаказа.
В сферу регулирования федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее – закон № 275-ФЗ) включен государственный контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа.
Введено понятие банковского сопровождения сделки, включающее: проведение банком мониторинга расчетов; информирование Министерства обороны и иных лиц о расчетах по гособоронзаказу, совершение иных действий, предусмотренных законодательством и договором о банковском сопровождении. Требования к уполномоченным банкам определены статьей 8.1 закона № 275-ФЗ, в т.ч. банк должен иметь собственные средства (капитал) по состоянию на первое число отчетного месяца в размере не менее 100 миллиардов рублей.
Каждому контракту в сфере гособоронзаказа будет присвоен идентификатор – уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки.
Информация о расчетах по гособоронзаказу и иная необходимая информация будет включена в Единую информационную систему государственного оборонного заказа.
Законодательное закрепление получила кооперация в сфере гособоронзаказа: под кооперацией головного исполнителя в законе понимается совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
Государственные заказчики в сфере гособоронзаказа получили новое право: на увеличение предусмотренного ему в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на сумму дохода, полученного вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, и средств по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, перечисленных в федеральный бюджет головным исполнителем, исполнителем (п.4 ст. 6.2 закона № 275-ФЗ).
Головные исполнители и исполнители обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.
Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:
-
на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией)
-
на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке
-
на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа
В случае прекращения поставок продукции по государственному оборонному заказу на очередной год и на плановый период головной исполнитель не вправе ликвидировать или перепрофилировать без согласования с государственным заказчиком производственные мощности, обеспечивающие поставки такой продукции.
Для расчетов по государственным контрактам в большинстве случаев реализации государственного оборонного заказа необходимо будет использовать отдельный счет, открытый в уполномоченном банке.
Статья 8.3 закона № 275-ФЗ устанавливает режим использование отдельного счета. В частности, установлено, что прибыль может быть перечислена с отдельного счета только в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг).
Статьей 8.4 закона № 275-ФЗ установлен перечень операций, проведение которых по отдельному счету не допускается. К недопустимым операциям, среди прочего, отнесены: взаимозачеты, операции с использованием электронных денежных средств, списание денежных средств на иные счета.
Права и обязанности контролирующего органа в сфере гособоронзаказа определены главой 5.1. закона № 275-ФЗ. Помимо традиционных полномочий контролирующего органа, предусмотрено его право давать предписания о перечислении в федеральный бюджет средств по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, осуществлять контроль за соблюдением порядка ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, формированием и применением государственных регулируемых цен на такую продукцию при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.
Должностные лица контролирующего органа при проведении проверок в сфере гособоронзаказа наделены правом производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица, с осуществлением в необходимых случаях фото- и киносъемки, видеозаписи, снятия копий с документов и электронных носителей информации.
В закон № 275-ФЗ введена глава 5.2, регламентирующая процессуальные вопросы рассмотрения дел о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Установлено, что решение и (или) выданное на его основании предписание контролирующего органа по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение девяноста календарных дней со дня принятия решения или выдачи предписания. При этом обжалование предписания не исключает обязанность его исполнения.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введены составы, предусматривающие ответственность за неисполнение обязанностей в сфере гособоронзаказа:
- статья 7.29.2. «Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу»
- статья 14.55.1. «Ликвидация или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу»
- статья 14.55.2. «Действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу»
- статья 15.37. «Нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово- хозяйственной деятельности»
- статья 15.40. «Совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа»
- статья 19.4.2. «Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов»
Административное наказание в виде дисквалификации должностного лица возможно за следующие правонарушения:
- грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу (ч.3 ст. 7.29.2)
- грубое нарушение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (ч.2 ст. 15.7)
Новые правила в гособоронзаказе применяются:
- с 1 сентября 2015 года в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны Российской Федерации, включая государственные контракты, которые заключены до 1 сентября 2015 года и расчеты по которым будут осуществляться Министерством обороны Российской Федерации после 1 сентября 2015 года
- с 1 января 2017 года в отношении государственных контрактов иных государственных заказчиков государственного оборонного заказа, включая государственные контракты, которые заключены до 1 января 2017 года и расчеты по которым будут осуществляться такими государственными заказчиками после 1 января 2017 года
В отношении действующих государственных контрактов по государственному оборонному заказу, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны Российской Федерации, головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу обязан раскрыть всю информацию о своей кооперации не позднее 1 сентября 2015 года.
Руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам СО «Финконт Торги», к.э.н. Богацкая С.Г.
Внимание!
В Учебном центре "Финконт" проходит обучение по Гособоронзаказу, в ближайшие даты в Москве состоится семинар для руководителей и специалистов, участвующих в исполнении государственного оборонного заказа "Государственный оборонный заказ: новое в нормативно-правовом регулировании, актуальные вопросы ценообразования, ответственность за неисполнение контрактов".
В Санкт-Петербурге проходит аналогичный семинар: "Гособоронзаказ: правовое регулирование, ответственность за неисполнение контрактов".
Похожие новости:
-
. Обзор изменений в сфере закупок по закону № 223-ФЗ В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.
-
. Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-ФЗ В декабре 2017 года принято несколько законов, вносящих существенные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года, закупки у СМиСП на электронных площадках, работающих по 44-ФЗ, ограничения на использование товарных знаков в описании предмета договора, новые полномочия ФАС России и многое другое.
-
. Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ декабря 2017 В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.