Росимущество утвердило Типовое положение о закупочных процедурах для акционерных обществ с государственным участием
19.01.2015
Приказом Росимущества от 24.12.2014 № 515 утверждено Типовое положение о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием, предусматривающее способы закупок, условия и порядок их применения, порядок заключения, исполнения, изменения заключенных договоров.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24 декабря 2014 г. № 515 «Об утверждении типового положения о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием», от имени акционера – Российской Федерации, в целях совершенствования качества корпоративного управления, а также в целях обеспечения контроля со стороны акционера за организацией и осуществлением закупочной деятельности АО, утверждено типовое положение о закупочных процедурах для акционерных обществ с государственным участием.
Положение предлагает процедуры и принципы управления закупками и предназначено для использования в открытом акционерном обществе с долей участия Российской Федерации в уставном капитале (далее - АО).
Положение для соответствующего АО утверждается и может быть изменено решением уполномоченного органа данного общества, т.е. типовое положение может быть принято в измененной редакции по решению уполномоченного органа АО. Допускается изменение пороговых значений стоимости контрактов, сроков и иных норм, когда возможность изменения предусмотрена типовым положением, в пределах требований федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ. Следует отметить, что несмотря на то, что возможность внесения изменений в типовое положение, согласно тексту документа, ограничена, тем не менее, в нем указано, что типовое положение не является обязательным для исполнения, и не может быть применено правоохранительными органами в качестве документа, имеющего силу нормативного акта.
Типовым положением определены термины: единая информационная система, заказчик, закупка, закупочная документация, закупочная комиссия, лот, официальный сайт, предмет закупки, процедура закупки, электронная торговая площадка.
Заказчик, согласно п.2.4.1 Положения, должен осуществлять следующие полномочия в рамках закупочной деятельности:
- планирование закупок, в том числе выбор способа закупки
- размещение закупок
- заключение договора по итогам процедур закупки
- контроль исполнения договоров
- оценка эффективности закупок
Положение устанавливает, что Заказчик вправе привлечь на основе договора специализированную организацию в качестве организатора процедуры закупки, которая не только выполняет традиционные для специализированной организации функции, но и рассматривает заявки, принимает решение о допуске или отказе в допуске поставщиков, определении победителя процедуры закупки.
Установлено, что Положение для АО должно содержать приоритет конкурентных процедур при осуществлении закупок.
Требования к содержанию извещения о закупке (п.2.3.6. Типового положения) намного шире, чем аналогичные требования ч.9 ст. 4 закона № 223-ФЗ. В извещении заказчик должен указать, помимо прочего, требования к участникам закупок, оформлению заявки, порядок и критерии определения победителя.
В качестве возможных способов закупки в Типовом положении указаны:
- проведение торгов в форме открытого аукциона
- проведение торгов в форме открытого конкурса
- запрос котировок
- сравнение цен
- прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя - неконкурентная процедура)
- иные способы закупок с учетом требований действующего законодательства, особенностей финансово-хозяйственной деятельности АО
Преимущественным способом закупки является открытый аукцион. Иные способы закупки должны применяться только при наличии обоснованных письменных предложений, с обоснованием причин выбора иного способа закупки.
Решение о закупке у единственного источника на сумму свыше 100000 руб., согласно п.4.2.2 Типового положения, должно предварительно быть согласовано Комиссией, а в отдельных случаях – иными органами управления и контроля АО.
Обоснования закупок подлежат публикации на официальном сайте.
Типовым положением предусмотрены следующие условия и ограничения применения иных, кроме аукциона, способов закупки.
Выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью конкурса может осуществляться, если предметом закупки является поставка товаров, стоимость которых по оценке превышает 30 000 000 (тридцать миллионов) рублей в расчете на один контракт (договор).
Выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью запроса котировок может осуществляться, если предметом закупки является поставка товаров, стоимость которых по оценке не превышает 500 000 (пятьсот тысяч) рублей в расчете на один контракт (договор).
Не допускается заключение договоров на приобретение однородных товаров, работ, услуг без осуществления конкурентных процедур у одного и того же поставщика, подрядчика, исполнителя более одного раза в квартал, в случае если общая стоимость закупок по данным договорам превысит 100 000 (сто тысяч) рублей.
Следует отметить, что отдельные сроки совершения действий, предусмотренные Типовым положением, не соответствуют требованиям закона № 223-ФЗ, например, срок подачи заявок при внесении изменений в извещение и (или) конкурсную документацию. В Положении указано, что «При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте о размещении заказов внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе он составлял не менее чем десять дней. (п.5.3.3), а в законе № 223-ФЗ – не менее 15 дней (ч.11 ст. 4 закона № 223-ФЗ).
Типовое положение допускает возможность закупки товара с определенным товарным знаком: например, в п.9.4. «Аукцион может проводиться Заказчиком в случае, когда им однозначно сформулированы подробные требования к закупаемой продукции, в том числе определен товарный знак закупаемого товара и товаров, которые используются при выполнении работ, оказании услуг, определены функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, размеры, упаковка, отгрузка товара, установлены конкретные требования к результатам работы (услуги).
В Типовом положении ограничена возможность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) вносить изменения в договоры, заключенные по итогам закупки. В частности цену договора можно изменить в следующих случаях:
- путем ее уменьшения без изменения иных условий исполнения договора
- в случае инфляционного роста цен на основании показателей прогнозного индекса дефлятора, публикуемого Министерством экономического развития Российской Федерации
- в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов)
- в случае заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии
Применение указанного Типового положения акционерными обществами пока вызывает массу вопросов: в связи с императивностью многих норм и указанием на необязательность их применения; в связи с несоответствием ряда правил требованиям закона № 223-ФЗ (например, отсутствие документации при проведении запроса котировок), а также в связи с отсутствием в Типовом положении такого популярного среди заказчиков по 223-ФЗ способа закупки как запрос предложений, сложностью в обеспечении эффективности закупочной деятельности при приоритетном проведении исключительно открытых аукционов.
Похожие новости:
-
. Обзор изменений в сфере закупок по закону № 223-ФЗ В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.
-
. Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-ФЗ В декабре 2017 года принято несколько законов, вносящих существенные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года, закупки у СМиСП на электронных площадках, работающих по 44-ФЗ, ограничения на использование товарных знаков в описании предмета договора, новые полномочия ФАС России и многое другое.
-
. Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ декабря 2017 В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.