Чем полезен для компаний антимонопольный комплаенс
18.01.2021
Нарушения антимонопольного законодательства больно бьют по репутации компании и могут вылиться в крупные штрафные санкции. Организациям, работающим в условиях высокой конкурентной борьбы, необходимо внимательно следить за маркетинговой политикой.
Чем опасны игры с антимонопольными законами
Многим компаниям хочется выставить товар перед покупателями в привлекательной упаковке, приукрасить его свойства, приписать качества, которые товару не свойственны. Рассказать, что товар «лучший», компания является «лидером» или «номером 1». Только не все помнят, что эти утверждения ещё и нужно задокументировать, и подтвердить.
Антимонопольная служба может расценить подобные доводы как недобросовестную конкуренцию, временно «дисквалифицировать» компанию или выписать штраф до полумиллиона рублей.
Ещё один побочный эффект — удар по имиджу. Нечестная игра с потребителями товаров и услуг с высокой вероятностью приведет к потере некоторой доли клиентов. Также ситуация может получить неприятное отражение в виде судебных разбирательств, когда истцом становится конкурирующая компания.
Избежать неприятностей с антимонопольными проверками поможет антимонопольный комплаенс.
Какие преимущества даёт антимонопольный комплаенс
Антимонопольный комплаенс могут применять коммерческие, некоммерческие организации и даже государственные органы. Это внутренняя, последовательно выстроенная система, позволяющая проследить риски, связанные с антимонопольными рисками, и предотвратить их.
Внедрение системы антимонопольного комплаенса учитывает и антимонопольная служба при контроле за соблюдением антимонопольных законов РФ компаниями.
Интерес Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к комплаенсу обусловлен желанием навести порядок в данной части законодательства, повысить правовую культуру компаний. Принятие Федерального закона № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» от 1 марта 2020 года, разумеется, не исключает нарушения полностью, однако заметно уменьшает глубину последствий для компаний.
Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства предусматривает:
- Введение внутреннего регулирующего документа с последующей публикацией его на ресурсе компании (на русском языке).
- Разработку мер, направленных на снижение организацией рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности.
- Сведения о должностном лице, ответственном за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
- Порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом.
- Во внутренний акт компания вправе включить дополнительные требования к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
- Документы для проверки на соответствие законодательству можно направить в ФАС России.
Ответ из ФАС России должен поступить в течение 30 дней.
Как внедрить антимонопольный комплаенс: алгоритм
Начать внедрение антимонопольного комплаенса в организации нужно с антимонопольного аудита и оценки рисков. Для этого можно привлечь сторонних специалистов или поручить работу службе риск-менеджмента.
Руководителю важно оценить, какие именно антимонопольные запреты и требования актуальны для организации и сформировать антимонопольные обязательства. Можно воспользоваться правовыми источниками:
- Законом о защите конкуренции и подзаконными актами.
- Предписаниями ФАС России.
- Судебной практикой.
- Договором о Евразийском экономическом союзе.
- Отраслевыми кодексами.
Далее действуйте алгоритму:
- Сформируйте антимонопольную политику компании. Она заключается в организации комплаенс-системы. Нужно поставить цели и задачи, определить обязанности и права должностных лиц, причастных к построению и реализации новой системы.
- Распределите ответственность. Назначьте сотрудника, ответственного за комплаенс или сформируйте соответствующий отдел.
- Создайте институты для управления рисками. Доносите до персонала все вступившие изменения. Урегулируйте элементы, направленные на превентивную антимонопольную защиту:
- документооборот;
- заключение договоров;
- закупки;
- жалобы;
- переписка с антимонопольными органами.
Оценку антимонопольных рисков рекомендуется проводить не реже, чем раз в год. А если в компании произошли стратегические изменения, трансформировались бизнес-процессы, появилась перспектива выйти на новые рынки или были выявлены нарушения, следует провести внеплановый аудит.
Рекомендуем
Программа позволит слушателям получить комплексное представление о показателях эффективности организации антимонопольного комплаенса, понять процедуру рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, получить навыки в составлении «Карты рисков», «Дорожной карты» в рамках внедрения антимонопольного комплаенса, а также рассмотреть практические аспекты контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.