Госслужащим приготовиться: каких перемен ожидать от искусственного интеллекта

Искусственный интеллект (ИИ) всё чаще «принимают на госслужбу». Такой «сотрудник» помогает избавиться от рутины, повысить эффективность, прозрачность и проактивность управления, в перспективе сократить бюджетные расходы.

Искусственный интеллект (ИИ) всё чаще «принимают на госслужбу». Такой «сотрудник» помогает избавиться от рутины, повысить эффективность, прозрачность и проактивность управления, в перспективе сократить бюджетные расходы.

Рядовые госслужащие смотрят на этот процесс с некоторой опаской. Как работать с таким «коллегой»? Не будет ли «это» завтра претендовать на моё место? Также возникают вопросы в организационном и управленческом плане.

Чтобы приспособиться к работе в меняющейся реальности, от госслужащих требуется зрелость, гибкость, ответственность и умение работать с алгоритмами. На сами ИИ-технологии следует смотреть не как на замену человека, но как на усиление его возможностей.

О том, как это сделать, какие задачи доверяют ИИ в рамках госслужбы, что нужно, чтобы успешно внедрить такие технологии и успешно работать с ними, рассказываем в материале.

Какие ИИ-системы работают в госсекторе и что они умеют делать

ИИ-технологии нередко задействуют в сферах, где предусмотрены контакты с населением, необходимо сделать прогноз, быстро оценить ситуацию, распознать закономерности.

Краткие «резюме» ИИ-сотрудников на госслужбе привели в таблице 1.

Таблица 1. Какие ИИ-сотрудники работают в госсекторе

ИИ-сотрудники

Резюме

Чат-боты и маршрутизаторы

Умеют распознавать письменную и устную речь.

Способны быстро обрабатывать обращения граждан.

Важно, чтобы диалог был качественным: человек должен либо получить ответ на вопрос (это задача чат-бота), либо адресно перенаправлен в нужное подразделение (задача маршрутизатора).

Сервисы для распознавания документов

Упрощают обмен документами.

Умеют их распознавать, выявлять несоответствия, обрабатывать рукописи и фотографии, находить необходимые данные, переводить бумажные документы в цифру, извлекать сведения из сканов.

Системы видеоаналитики

Помогают службам и ведомствам своевременно среагировать на аварийные ситуации (коммунальные аварии, ДТП), устранить их последствия раньше, чем граждане начнут подавать обращения и жалобы.

Работают круглосуточно, автоматически отслеживая происходящее на улицах, в общественных пространствах и на различных объектах.

Умеют выявлять при помощи дронов или на спутниковых снимках нелегальные постройки, факты незаконной вырубки леса, фиксировать инциденты на улицах.

Системы видеоаналитики не просто фиксируют изображение, а в реальном времени анализируют ситуацию и отправляют сигнал операторам. В итоге службы успевают среагировать быстрее и точнее.

Предиктивные системы

Помогают спрогнозировать потенциальные аварийные ситуации (например, поломки общественного транспорта, аварии на коммунальных сетях ввиду износа).

Службам остаётся только провести профилактику и предотвратить наступление негативного события.

Искусственный интеллект задействован в самых разных секторах госслужбы. Он помогает разрабатывать модели для оказания социальной помощи, анализировать транспортные потоки и сокращать пробки, оптимизировать очереди в поликлиниках, адаптировать учебные программы под потребности школьников.

Нейросети способны значительно повысить эффективность государственных закупок. Они могут:

  • проверить цены на товары и услуги, для оценки обоснованности начальной (максимальной) цены, цены заключённого и исполненного контракта;
  • оптимизировать процесс работы комиссий по осуществлению закупок, проверяя соответствие участников установленным требованиям, выполняя расчёты оценки заявок по заданным формулам, критериям и показателям, обосновывая отклонение заявок в установленных законом случаях;
  • проверить предоставленные поставщиками документы на предмет ошибок, несоответствия требованиям законодательства;
  • заранее предсказать потребность в товарах и услугах, инновационной и высокотехнологичной продукции, спрогнозировать возможные изменения цен, тем самым оптимизировать бюджет и избежать нехватки ресурсов;
  • выявить подозрительные паттерны поведения участников торгов (согласованные ставки, картельные соглашения или необоснованное завышение стоимости контракта) — процесс создания ГИС «Антикартель» уже запущен ФАС России, а система «Риск-мониторинга» успешно функционирует в закрытой части единой информационной системы в сфере закупок под патронажем Федерального Казначейства;
  • написать проект разъяснения извещения и документации о закупке, возражения на жалобу, претензии поставщику, подрядчику, исполнителю, обращения в контрольный орган.

Примеры ИИ на госслужбе:

В Приамурье ИИ-ассистент на базе нейросетей GigaChat и DeepSeek «работает» на должности помощника юрисконсульта в госучреждении. Он составляет проекты документов, на основе анализа нормативных актов и судебных решений, может составить отзыв в суд, проект искового заявления.

Петербургский голосовой помощник «Виктория» помогает службе «122» обслуживать горожан. Виртуальный ассистент может вызвать врача на дом, уточнить статус заявки, записать пациента к специалисту или на диспансерное наблюдение, рассказать о наличии льготных лекарств в аптеках города.

Столичной Госинспекции по недвижимости цифровые технологии и квадрокоптеры помогают выявлять самострои. Нейросети анализируют снимки с коптеров и камер городского видеонаблюдения с точностью до 93%.

ИИ в госсекторе незаменим там, где работает логика и статистика. При умелом внедрении в процессы он поможет снизить издержки, ускорить процессы, повысить точность и прозрачность операций, снизить уровень коррупции, вывести отношения граждан с государством на качественно новый уровень.

Как внедрить ИИ в госучреждении: 5 шагов

Внедрение искусственного интеллекта в работу госучреждения требует комплексного подхода. Приобрести какое-то готовое решение — недостаточно! Важно адаптировать его к специфике работы, обучить сотрудников и обеспечить защиту данных.

В целом, весь алгоритм можно разбить на пять шагов.

1. Определите цели и задачи

Ответьте на вопрос: «Какие проблемы должен решить ИИ?».

Например:

  • автоматизировать документооборот;
  • ускорить обработку запросов граждан;
  • оптимизировать контроль за расходами и закупками учреждения;
  • анализировать информацию для принятия управленческих решений.

2. Выберите конкретное решение

Предварительно изучите существующие ИИ-технологии, их возможности, поставщиков таких решений, предлагаемые программные продукты в реестре российского программного обеспечения, опыт передовых органов власти и учреждений. Обратите внимание на класс ПО 12.16 российского реестра «Программное обеспечение для решения отраслевых задач в области государственного управления» или в профильной сфере деятельности.

3. Адаптируйте решение под конкретные потребности организации

Например, если задача ИИ — автоматическая обработка документов, «обучите» его работать с конкретными типами и форматами, которые используют в организации.

Общие шаги для адаптации ИИ:

  • подключите систему к базам данных;
  • подстройте алгоритмы ИИ под специфику работы организации;
  • обучите ИИ на реальных данных;
  • протестируйте на небольших объёмах информации.

4. Протестируйте систему

Оптимально, если группа для тестирования будет ограниченной (например, включать один регион или определённое ведомство).

  • Запустите пилотный проект.
  • Оцените результаты по критериям: удобство, экономия, скорость работы.
  • Соберите обратную связь, внесите корректировки (при необходимости).

Если тест прошёл удачно, масштабируйте проект.

5. Проведите обучение персонала

Объясните, какие задачи решают новые инструменты, как с ними работать.

Разработайте инструкции, проведите практикумы. Обязательно соберите обратную связь, протестируйте, как служащие работают в новых условиях, эффективно ли работают с ИИ. При необходимости внесите корректировки.

С какими сложностями можно столкнуться и как их преодолеть

При внедрении ИИ можно столкнуться с факторами, усложняющими процесс. Как правило, это преграды технического, организационного, правового и этического характера.

Как их преодолеть, рассказали в таблице 2.

Таблица 2. Пять преград при внедрении ИИ: факторы и решения

Факторы

Решение

1. Технологические и технические сложности

Несовершенство инфраструктуры.

Недостаточная совместимость новых решений с действующими в организации системами (устаревшее ПО и базы данных).

Неструктурированные и разрозненные данные.

  • Обновление и стандартизация ИТ-инфраструктуры.
  • Создание единых стандартов данных.
  • Модернизация существующих программ и баз данных.
  • Инвестиции в развитие инфраструктуры.

2. Человеческий фактор

Неопытность сотрудников в работе с ИИ.

Сопротивление изменениям (Например, некоторые сотрудники могут воспринимать внедрение ИИ как угрозу сокращения рабочих мест).

  • Пошаговое внедрение — от простых решений к сложным, поддержка на каждом этапе.
  • Обучение и повышение квалификации (дополнительные профессиональные программы, специализированные тренинги и семинары по работе с нейросетями для госслужащих);
  • Создание внутренних центров компетенций (команды экспертов обучают коллег и помогают внедрять новые технологии на местах).

3. Информационные риски

Риски утечек данных.

  • Использование отечественного ПО, соответствующего требованиям национальной безопасности и защите данных.
  • Разработка механизмов контроля за использованием ИИ.

4. Организационные и финансовые проблемы

Высокая стоимость внедрения и обслуживания ИИ.

Ограниченность бюджетных средств и недостаток финансирования.

  • Целевые средства для госорганов, специальные субсидии для учреждений, которые хотят внедрить ИИ в свою работу.
  • Модульное (поэтапное) внедрение и оптимизация расходов.
  • Государственно-частное партнёрство, в том числе с технологическими компаниями.

5. Этические противоречия

Принятие ИИ решений, противоречащих моральным нормам (например, в вопросах справедливости и равенства).

Опасение замены людей искусственным интеллектом.

  • Разработка этических норм и стандартов для работы с ИИ, учитывающих интересы граждан и защищающих их права.
  • Поддержка рабочих мест и грамотное распределение задач (например, на ИИ можно переложить рутину, а у сотрудников будет больше времени на более сложные задачи).

Таким образом, преодолеть сложности, связанные с внедрением ИИ в госучреждениях можно, за счёт грамотного планирования, обновления нормативного регулирования, обеспечения безопасности данных и обучения персонала.

Важно понимать, что речь не о замене госслужащих, а о расширении их возможностей. ИИ становится помощником — советником и аналитиком. Нужно лишь правильно поставить задачи.

Учиться госслужащим необходимо! Ведь ИИ — это уже часть национальной стратегии, пути назад нет, и стагнация тоже не предусмотрена.

На какие приоритеты нужно обратить внимание госслужащим

Обучение государственных гражданских служащих и работников органов госвласти в целях формирования компетенций, позволяющих использовать доверенные технологии искусственного интеллекта и большие фундаментальные модели для выполнения текущих задач — одно из направлений внедрения доверенных технологий ИИ в рамках Национальной стратегии развития искусственного интеллекта (утв. Указом Президента РФ от 10 октября 2019 № 490).

Справка! Доверенные технологии ИИ — технологии, отвечающие стандартам безопасности, разработанные с учётом принципов объективности, недискриминации, этичности, исключающие при их использовании возможность причинения вреда человеку и нарушения его основополагающих прав и свобод, нанесения ущерба интересам общества и государства.

Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы стала одной из национальных целей развития Российской Федерации (Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309).

Достичь показателей необходимо до 2030 года (и на перспективу до 2036 года). Сроки закреплены в документе.

В числе задач для госсектора здесь:

  • увеличить к 2030 году до 99% доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе внедрение системы поддержки принятия решений в рамках предоставления не менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в электронной форме в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, за счёт внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы;
  • формирование системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе принципов равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификаций, включая механизмы регулярной оценки и обратной связи в рамках единой цифровой платформы.

Разработан национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Его цель — цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы за счёт обеспечения кибербезопасности, бесперебойного доступа к Интернету, подготовки квалифицированных кадров для ИТ-отрасли, цифрового госуправления, развития отечественных цифровых платформ, программного обеспечения, перспективных разработок и искусственного интеллекта.

Если абстрагироваться от задач, поставленных на высоком уровне, стоит отметить, что внедрение ИИ-технологий в госсекторе способствует улучшению имиджа госслужбы. Она становится привлекательнее для молодых специалистов. Новые возможности карьеры в госорганах открывают программы обучения в области ИИ.

Какие программы обучения предусмотрены

«Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» стала одним из направлений профессионального развития гражданских служащих (перечень утверждён Министром труда и социальной защиты РФ 27 февраля 2025 года).

Образовательные программы в рамках этого направления можно найти на Едином специализированном информационном ресурсе «Профессиональное развитие». Программы по ИИ для госсектора также можно найти в нашем каталоге.

Рекомендуем

Применение машинного обучения для анализа данных и прогнозирования

Стремительное проникновение моделей искусственного интеллекта во многие сферы экономики несет в себе как возможности для развития компании, так и серьезные угрозы в случае неправильного их использования.

Электронный документооборот и цифровые права: сделки в электронной форме, электронная переписка, ЦФА и иные цифровые права, цифровой рубль, криптовалюты, смарт-контракты

На курсе слушатели рассмотрят правовое регулирование оформления сделок в электронной форме, нововведения и проблемы в отношении ЭП и МЧД, использование электронной почты, мессенджеров и иных каналов связи при заключении и исполнении договоров, допустимость и достоверность доказательств в электронной форме, особенности заключения и исполнения договоров при обмене сканами документов.

Организация закупок товаров, работ, услуг в соответствии с 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (40 часов очно, 104 дистанционно)

Опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят правила закупок, последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 223-ФЗ.

08.09.25-09.09.25   |   Москва
Курс повышения квалификации

Социальные сети и коммуникационные задачи органов власти и местного самоуправления в 2025 году. Управление репутацией, работа с негативом и применение искусственного интеллекта

Для органов власти установлена обязанность создавать и использовать официальные страницы в соцсетях для размещения актуальной информации о своей деятельности.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/gossluzhashchim-prigotovitsya-kakikh-peremen-ozhidat-ot-iskusstvennogo-intellekta/