Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ
11.05.2021
Жалобу по 44-ФЗ заявителю следует направить в антимонопольный орган согласно гл. 6 ФЗ № 44, Приказу ФАС России № 72714 от 19.11.2014.
Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами. Срок — 5 рабочих дней с момента регистрации.
Оформить жалобу необходимо надлежащим образом, приложить документы, подтверждающие её обоснованность.
Подать жалобу можно в электронной и письменной формах (таблица 1).
Таблица 1. Как подать жалобу в ФАС в письменной и письменной формах
Форма жалобы |
Особенности |
Письменная |
Жалобу подписывает подающее её лицо или его представитель. Если жалобу подаёт представитель, к ней нужно приложить доверенность или иные документы, подтверждающие его полномочия. |
Электронная |
Подписывается квалифицированной электронной цифровой подписью. Если гражданин, подающий жалобу, не является участником торгов, документ направляется и рассматривается в соответствии с ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в течение 30 дней. Заверять жалобу электронной подписью при этом не требуется. |
В каких случаях жалобу могут вернуть без рассмотрения
Обратите внимание на пять распространённых случаев.
- Жалоба не соответствует требованиям, установленным ст. 105 ФЗ № 44.
- Отсутствует подпись, либо жалоба подписана лицом, полномочия которого документально не подтверждены.
- Жалоба подана по истечении срока, предусмотренного ст. 105 ФЗ № 44.
- По жалобе на те же действия (бездействия) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
- Жалобу подал участник закупки, информация о котором, в том числе информация об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки — юридического лица, включена в соответствии с Законом № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае установления заказчиком требования в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 ФЗ № 44.
О причине возвращения жалобы контрольный орган в сфере закупок должен сообщить заявителю в письменной форме в день принятия такого решения.
До вынесения решения по существу жалобы инициатор может отозвать её, при этом повторно подать аналогичное обращение на действие (бездействие) тех же лиц он уже не сможет.
Когда рассмотрение дела могут отложить или приостановить
Комиссия ФАС рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства может приостановить или отложить. Все случаи приведены в таблице 2.
Таблица 2. Когда ФАС вправе (обязана) отложить или приостановить рассмотрение дела
ФАС вправе отложить рассмотрение дела |
|
ФАС обязана отложить рассмотрение дела |
|
ФАС может приостановить рассмотрение дела |
|
Когда контрольный орган может приостановить определение поставщика
Согласно ст. 106 ФЗ № 44 контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным.
При принятии решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
Значение предписаний ФАС при разблокировке заключения контракта
- Если по результатам рассмотрения жалобы не выдано предписание об устранении выявленных нарушений, то приостановление заключения контракта прекращается комиссией территориального органа по контролю в сфере закупок сразу же после оглашения резолютивной части решения по жалобе.
- Если по результатам рассмотрения жалобы выдано предписание об устранении выявленных нарушений при продолжении закупки, то приостановление заключения контракта прекращается комиссией территориального органа по контролю в сфере закупок сразу же после оглашения резолютивной части решения.
- Если по результатам рассмотрения жалобы выдано предписание о возврате закупки на предыдущие этап/этапы, то приостановление заключения контракта прекращается ответственным должностным лицом территориального органа ФАС России после исполнения субъектами контроля выданного предписания.
Какие решения может вынести ФАС
После регистрации жалобы ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. По итогам рассмотрения дела органами ФАС жалоба может быть признана:
- Обоснованной или частично обоснованной — комиссия ФАС полностью (частично) соглашается с доводами инициатора жалобы; при необходимости выносит предписание об устранении допущенных нарушений с указанием о неправомерности действия (бездействия) организатора торгов со ссылкой на нормы права.
- Необоснованной — процесс проведения закупки продолжается без изменений, требования заявителя остаются без удовлетворения.
Решение изготавливается в полном объеме в течение 3 рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в ЕИС в указанный срок. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, можно обжаловать в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия согласно п. 9 ст. 106 № 44-ФЗ.
Узнайте о наиболее важные направлениях правового регулирования государственных, муниципальных и корпоративных закупок; последних изменениях и сложных вопросах, возникающих при применении законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ на курсах повышения квалификации «Финконт».