Шесть советов начинающему руководителю: учимся на чужих ошибках
16.12.2019
Вы ответственный сотрудник. Каждое задание и поручение выполняете «с иголочки». И вот, однажды, снизошло! Вас пригласили в кабинет и предложили: «Петров, поздравляем, Вы новый руководитель отдела!» Нахлынувшее чувство радости сменяют волнение и тревога: «А если не справлюсь?» или «А с чего вообще начинать?» Следуйте простым правилам, и все у Вас получится.
Представьте ситуацию.
Вас назначили руководителем редакции. Штат подчистили, и некоторых сотрудников нужно набрать с нуля. С новыми сотрудниками проблем нет, а вот с некоторыми «старичками» возникают трудности. Они не стесняются перечить или вовсе не выполняют задания должным образом, и вам приходится брать инициативу на себя. В итоге, чтобы план отдела был выполнен, вам приходится проводить на работе не 8 положенных, а по 10, а порой - по 12 часов. Сотрудники же благополучно получают свои премии. Варианта здесь два – либо продолжать терпеть несправедливость и вскоре на вас будут косо смотреть другие сотрудники, либо закрутить «гайки». Будьте готовы к испорченным отношениям и увольнениям.
Помните, при приеме на работу, сотрудник соглашался со внутренним уставом организации, то что теперь начальником работаете Вы ситуации никак не меняет.
Не допускайте панибратства
Начиная руководить, сразу установите дистанцию и субординацию с персоналом. Коллеги должны четко осознавать, что вы руководитель и несете на себе груз ответственности за их действия. Иначе Вы рискуете попасть в ловушку.
Находясь на короткой ноге с начинающим руководителем, работник может начать этим злоупотреблять, манипулировать. Вы можете мило поболтать и справиться о делах во время обеденного перерыва. Но в рабочее время не стесняйтесь спрашивать с сотрудника выполнения поставленных задач.
Правильно ставьте задачи и делегируйте обязанности
Определитесь, к каким целям вы ведете команду, с помощью чего будете добиваться результата. Иными словами – нужно разработать стратегию. Здесь у Вас нет права на ошибку. Помните, плохая стратегия, может дорого обойтись организации.
Наладьте систему делегирования и контроля. Каждый сотрудник должен четко понимать, за что несет ответственность именно он. Помните, что если у работников нет такого понимания, они будут считать, что за все несете ответственность Вы, как руководитель.
Делегирование внесет ясность: что и с кого спрашивать. Но в случае ошибок, не спешите перекладывать всю вину на подчиненных и не отказывайтесь от ответственности. Так Вы рискуете потерять авторитет среди подчиненных.
Откажитесь от публичной критики
Сохранится ли тяга к работе, отчитай Вас кто-нибудь за поступок прилюдно? Критика при коллективе сильно демотивирует, для многих сотрудников это болезненная процедура. Продуктивность такая процедура скорее понизит, чем увеличит, а вот доверия в коллективе Вы рискуете лишиться.
Если работник совершил провинность лучше отчитать его лично в кабинете. Возьмите за правило: «Ругать тет-а-тет, хвалить при всех».
Задумайтесь, как мотивировать сотрудников. Не бойтесь радикальных решений
Знаете, чем опасны для коллектива откровенные лодыри? Даже один подобный элемент способен демотивировать всех сотрудников и заразить их апатией.
Обязательно понаблюдайте за рабочим процессом в коллективе. Возможно, и среди ваших подчиненных есть такие люди. Как правило, они не поддаются никакой мотивации. Единственная цель для них - отсидеть часы и получить зарплату. Расставайтесь с такими сотрудниками без сожаления. А на замену, найдите тех, кто горит идеями и нацелен на результат.
Теперь о том, как мотивировать сотрудника. Ничто не вдохновляет работника так, как достижение личных целей. Побеседуйте с каждым, выясните, чего он хочет добиться в ближайшие 2 – 3 года.
Кто-то мечтает отправиться в путешествие, кто-то купить машину. Отлично, теперь предложите работнику подумать, с помощью чего он этих целей может достичь, и обозначьте задачи, которые он должен выполнить в компании, чтобы цель стала ближе.
Обучайте персонал
Избегайте принципа: «Проще и быстрее самому сделать, чем что-то объяснять». Такую ошибку совершают многие начинающие руководители. Итог – сотрудник ничему не научится, а Вам постоянно придется все делать самому. Потратьте на обучение несколько часов, закрепите за человеком наставника или проведите групповые курсы повышения квалификации.
Обучайтесь и самосовершенствуйтесь сами
Не жалейте средств на книги, развивающие хобби и образовательные программы. Знания и опыт – это «валюта», которую можно легко конвертировать в дальнейший карьерный рост или в личный бизнес.
- Постарайтесь прочитывать в месяц по одной книге для руководителей на профессиональную или бизнес-тематику. Начать можно со следующих пяти:
- Брюс Тулган «Все начальники делают это»;
- Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон «Rework Бизнес без предрассудков»;
- Джим Коллинз «От хорошего к великому»;
- Рей Далио «Принципы»;
- Джефф Сазерленд «Scrum Революционный метод управления проектами».
- Проводите свободные часы с пользой. Если Вы знаете английский на уровне школы, или владеете лишь родным языком, обязательно восполните этот пробел.
Займитесь спортом, даже обычная пробежка по утрам помогает закалять характер. - Совершенствуйте личностные качества. Хотя бы раз в год посещайте тренинги и курсы для руководителей по управлению персоналом, публичным выступлениям, переговорам.
Начните пользоваться советами уже сейчас. Они станут фундаментом для построения дальнейшей карьеры. И никогда не останавливайтесь на достигнутом. Помните, человек живет, пока развивается.