Спорные вопросы и риски контрактной системы

28.07.2014

Федеральный закон № 140-ФЗ от 04.06.2014 г. дал ответ на многие спорные вопросы контрактной системы, однако неоднозначных моментов в законе № 44-ФЗ осталось еще достаточно. Анализ проблем, с которыми сталкиваются заказчики и поставщики, решений центрального аппарата и территориальных органов ФАС позволил выявить ряд проблемных вопросов контрактной системы.

Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" позволил внести ясность в вопросы участия в закупках субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, заключения контракта по итогам несостоявшегося электронного аукциона, состава заявки на участие в запросе котировок, определения совокупного годового объема закупок и многие другие. Однако спорных и неоднозначных моментов в федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон № 44-ФЗ) и практике его применения осталось еще достаточно.

Анализ проблем, с которыми сталкиваются заказчики и поставщики (по итогам обсуждений на семинарах и форумах, разъяснений Минэкономразвития, решений центрального аппарата и территориальных органов ФАС) позволил выявить следующие наиболее проблемные вопросы контрактной системы, на которые пока не удается дать однозначного ответа.

  1. Что делать конкурсной комиссии, если платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, оформлено с нарушением требований ст. 51 закона № 44-ФЗ (без отметки или заверения банком), но денежные средства поступили на счет заказчика?
  2. Что считать предложением участника конкурса в отношении объекта закупки в случае закупки работ, услуг и размещать в качестве приложения к протоколу конкурса на официальном сайте (ч.12 ст. 53 закона 44-ФЗ): предложение о цене, о качестве, о квалификации или что-то другое?
  3. Считать ли аукционной комиссии указанную в первой части заявки на участие в электронном аукционе страну происхождения наименованием места происхождения товара в противоречии с требованиями Гражданского кодекса РФ, но согласно позиции ФАС России (источник: www.fas.gov.ru)?
  4. Допускать ли до участия в аукционе участника, предложившего в первой части заявки на участие в электронном аукционе товар с иным товарным знаком (эквивалент), если заказчик в рамках исключения, предусмотренного п.1 ч.1 ст. 33 указал в описании объекта закупки необходимый ему товарный знак товара, который требуется поставить (например, запасной части, расходного материала к имеющемуся у заказчика оборудованию)?
  5. Отклонять ли при поставке программного обеспечения заявку участника, не обладающего исключительными правами на поставляемое программное обеспечение (п.5 ч.1 ст. 31)?
  6. Вправе ли заказчик заключить контракт с участником конкурса или аукциона с номером 2 (вторым после победителя) без обращения в суд с иском к уклонившемуся от заключения контракта победителю?
  7. Предусматривать ли в извещении о проведении запроса котировок возможность подачи заявок в электронном форме на электронную почту заказчика (если заказчику это действительно необходимо в связи с его удаленностью от потенциальных поставщиков)?
  8. Требовать ли заказчику выплаты полной суммы обеспечения исполнения контракта от банка по банковской гарантии, если его убытки в связи с нарушением контрагентом условий контракта меньше указанной суммы?
  9. Начислять ли заказчику самому себе пени за задержку оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по объективным и субъективным уважительным причинам?
  10. Вправе ли заказчик требовать с поставщика уплату штрафа в размере 10% от цены контракта (при цене, не превышающей 3 млн. руб.), если убытки заказчика, связанные с допущенным поставщиком нарушением, значительно меньше указанной суммы?

К сожалению, официальные ответы на заданные вопросы либо отсутствуют в разъяснениях Минэкономразвития и рубрике «Часто задаваемые вопросы» официального сайта, либо позиция Минэкономразвития или Центрального аппарата ФАС России не в полном объеме поддерживается территориальными контрольными органами на местах. Судебная практика также пока не дает однозначного ответа на поставленные вопросы. Поэтому заказчики, принимая то или иное решение, рискуют быть привлеченными к административной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности. Главной мотивацией заказчиков, комиссий, принимающих решения в перечисленных спорных ситуациях, является, как правило, минимизация риска подачи жалобы участником закупки, с одной стороны, и необходимость обеспечения эффективности и результативности закупки, с другой стороны.

К списку новостей

Похожие новости:

  • .

    В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.

  • .

    В декабре 2017 года принято несколько законов, вносящих существенные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года, закупки у СМиСП на электронных площадках, работающих по 44-ФЗ, ограничения на использование товарных знаков в описании предмета договора, новые полномочия ФАС России и многое другое.

  • .

    В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.

Нужна помощь с подбором обучающей программы?

Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 698-63-64

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/about/news/spornye-voprosy-i-riski-kontraktnoy-sistemy/