Спорные вопросы и риски контрактной системы
28.07.2014
Федеральный закон № 140-ФЗ от 04.06.2014 г. дал ответ на многие спорные вопросы контрактной системы, однако неоднозначных моментов в законе № 44-ФЗ осталось еще достаточно. Анализ проблем, с которыми сталкиваются заказчики и поставщики, решений центрального аппарата и территориальных органов ФАС позволил выявить ряд проблемных вопросов контрактной системы.
Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" позволил внести ясность в вопросы участия в закупках субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, заключения контракта по итогам несостоявшегося электронного аукциона, состава заявки на участие в запросе котировок, определения совокупного годового объема закупок и многие другие. Однако спорных и неоднозначных моментов в федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон № 44-ФЗ) и практике его применения осталось еще достаточно.
Анализ проблем, с которыми сталкиваются заказчики и поставщики (по итогам обсуждений на семинарах и форумах, разъяснений Минэкономразвития, решений центрального аппарата и территориальных органов ФАС) позволил выявить следующие наиболее проблемные вопросы контрактной системы, на которые пока не удается дать однозначного ответа.
- Что делать конкурсной комиссии, если платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, оформлено с нарушением требований ст. 51 закона № 44-ФЗ (без отметки или заверения банком), но денежные средства поступили на счет заказчика?
- Что считать предложением участника конкурса в отношении объекта закупки в случае закупки работ, услуг и размещать в качестве приложения к протоколу конкурса на официальном сайте (ч.12 ст. 53 закона 44-ФЗ): предложение о цене, о качестве, о квалификации или что-то другое?
- Считать ли аукционной комиссии указанную в первой части заявки на участие в электронном аукционе страну происхождения наименованием места происхождения товара в противоречии с требованиями Гражданского кодекса РФ, но согласно позиции ФАС России (источник: www.fas.gov.ru)?
- Допускать ли до участия в аукционе участника, предложившего в первой части заявки на участие в электронном аукционе товар с иным товарным знаком (эквивалент), если заказчик в рамках исключения, предусмотренного п.1 ч.1 ст. 33 указал в описании объекта закупки необходимый ему товарный знак товара, который требуется поставить (например, запасной части, расходного материала к имеющемуся у заказчика оборудованию)?
- Отклонять ли при поставке программного обеспечения заявку участника, не обладающего исключительными правами на поставляемое программное обеспечение (п.5 ч.1 ст. 31)?
- Вправе ли заказчик заключить контракт с участником конкурса или аукциона с номером 2 (вторым после победителя) без обращения в суд с иском к уклонившемуся от заключения контракта победителю?
- Предусматривать ли в извещении о проведении запроса котировок возможность подачи заявок в электронном форме на электронную почту заказчика (если заказчику это действительно необходимо в связи с его удаленностью от потенциальных поставщиков)?
- Требовать ли заказчику выплаты полной суммы обеспечения исполнения контракта от банка по банковской гарантии, если его убытки в связи с нарушением контрагентом условий контракта меньше указанной суммы?
- Начислять ли заказчику самому себе пени за задержку оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по объективным и субъективным уважительным причинам?
- Вправе ли заказчик требовать с поставщика уплату штрафа в размере 10% от цены контракта (при цене, не превышающей 3 млн. руб.), если убытки заказчика, связанные с допущенным поставщиком нарушением, значительно меньше указанной суммы?
К сожалению, официальные ответы на заданные вопросы либо отсутствуют в разъяснениях Минэкономразвития и рубрике «Часто задаваемые вопросы» официального сайта, либо позиция Минэкономразвития или Центрального аппарата ФАС России не в полном объеме поддерживается территориальными контрольными органами на местах. Судебная практика также пока не дает однозначного ответа на поставленные вопросы. Поэтому заказчики, принимая то или иное решение, рискуют быть привлеченными к административной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности. Главной мотивацией заказчиков, комиссий, принимающих решения в перечисленных спорных ситуациях, является, как правило, минимизация риска подачи жалобы участником закупки, с одной стороны, и необходимость обеспечения эффективности и результативности закупки, с другой стороны.
Похожие новости:
-
. Обзор изменений в сфере закупок по закону № 223-ФЗ В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.
-
. Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-ФЗ В декабре 2017 года принято несколько законов, вносящих существенные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года, закупки у СМиСП на электронных площадках, работающих по 44-ФЗ, ограничения на использование товарных знаков в описании предмета договора, новые полномочия ФАС России и многое другое.
-
. Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ декабря 2017 В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.