Чек-лист для HR и руководителей: как выбрать подходящий курс для сотрудников и не ошибиться

Руководители компаний и HR-ы нередко допускают ошибки при планировании обучения сотрудников, после чего сетуют, что программа не сработала. Как всё сделать правильно и выбрать ту самое эффективное обучение рассказываем в материале.

В IT-компании руководство запланировало обучение project-менеджеров публичным выступлениям. HR провёл анализ, и оказалось, что 80% проектов — дистанционные. Специалисты практически не занимаются презентацией проектов в офлайн-формате. Куда полезнее и эффективнее для них курс по «управлению онлайн-коммуникацией».

Таким образом, анализ реальны потребностей помог выявить ошибку и направить бюджет в нужное русло. Однако так происходит не всегда.

Руководители компаний и HR-ы нередко допускают ошибки при планировании обучения сотрудников, после чего сетуют, что программа не сработала. Как всё сделать правильно и выбрать ту самое эффективное обучение рассказываем в материале.

Пять ошибок, которые совершают даже опытные HR-специалисты и руководители

Даже специалисты с большим опытом в обучении попадают в ловушки. Это не всегда следствие некомпетентности — чаще эффект высокой загрузки; давления, при котором надо сделать как можно быстрее; желания угодить всем. Однако именно эти ошибки чаще всего поглощают ценность программы.

Ошибка 1. Обучение ради галочки

Что происходит:
HR получает задачу: «Нужно обучить менеджеров». Выбирается популярный курс, группа отправляется, все получают удостоверения.

Что не учли: Нет связи с задачами бизнеса, результат никто не отслеживает, сам курс оказывается слишком общим.

Пример:
Курс по переговорам, в котором нет ни одного примера из B2B-сектора, хотя 100% слушателей — менеджеры по корпоративным продажам.

Ошибка 2. Отправить всех сразу

Что происходит:
Курс заказывает сразу на всю команду, включая тех, кому он не нужен или не актуален.

Почему опасно:

  • Люди теряют мотивацию («Это было лишнее»);
  • Руководитель не видит результата;
  • Деньги и рабочее время потрачены впустую.

Пример:
Обучение Excel для офиса, где 60% сотрудников уже уверенно работают в системе, а проблема была у трёх человек.

Ошибка 3. Выбор по бренду, а не по содержанию

Что происходит:
Компания выбирает программу из-за известности поставщика, не вникая в содержание курса.

Итог:
Курс может быть сильным, но не совсем по теме (слишком академичный или не под те уровни специалистов).

Ошибка 4. Отсутствие внедрения после курса

Что происходит:
Сотрудник прошёл обучение и вернулся к привычным рутинным действиям. Никто не уточнил, как он будет применять знания.

Почему опасно:
Навыки быстро забываются, а мотивация на изменения исчезает. HR потратил бюджет, но не добился результата.

Решение:
Закладывать follow-up встречи, контрольные сессии, мини-презентации, peer review.

Ошибка 5. «Заказчик — всегда прав»

Что происходит:
HR получает от руководителя задачу и не подвергает её сомнению.

«Им нужно поучиться публичным выступлениям».
«Им нужно тренинг по продажам».

Почему опасно:
Часто за формулировкой скрываются другие проблемы: неуверенность, конфликт, стресс, завал на работе, страх. Нужно анализировать, уточнять, раскладывать задачу на составляющие.

Краткий навигатор по возможным ошибкам собрали в таблице 1.

Таблица 1. Краткий навигатор по ошибкам

Ошибка

К чему приводит

Как избежать

Обучение ради галочки

Потеря бюджета и времени

Связь с задачами, план внедрения

Массовая отправка

Потеря мотивации и фокусировки

Точная выборка группы

Ориентация на конкретную область

Несоответствие задачам

Изучить содержание, запросить структуру

Нет внедрения

Навыки теряются

Закладывать этап «после обучения»

Игнорирование формата

Низкая вовлечённость

Анализировать график и привычки

Угождение руководителю

Ошибочная диагностика

Проверка гипотез, интервью

 

Проблема выбора: чему учить, кого и зачем

Обучение — это про соответствие трём ключевым координатам (таблица 2).

Таблица 2. Координаты при выборе обучения

Координата

Какой вопрос нужно задать себе перед выбором курса

Задача бизнеса

Что должно измениться в работе отдела / команды?

Контекст роли

Какие навыки действительно нужны этому сотруднику?

Точка роста

Что мешает ему справляться с задачами сейчас?

 

Выбирая программу, старайтесь вникать в реальные узкие места своего бизнеса.

Ошибка: подмена задачи обучения идеей «повышения мотивации»

Руководители нередко сталкиваются с соблазном — «отправить сотрудников на обучение, чтобы замотивировать их». Без конкретизации это выглядит абстрактно. Важно понимать, о какой именно мотивации идёт речь. У обучения всегда должен быть результат: новый навык, изменение поведения, повышение эффективности.

Как провести анализ потребности в обучении

HR часто действует в условиях гипотез:
1. «Кажется, у отдела продаж проблемы с переговорами»,
2. «В бухгалтерии не понимают новые нормы»,
3. «Менеджерам не хватает лидерских компетенций».

«Кажется» — не аргумент. Гипотезы нужно проверить и перевести догадки в верифицированную потребность. Это основа профессионального подхода.

О том, как правильно поставить учебную задачу, рассказали в таблицах 3 и 4.

Таблица 3. Как поставить понятную учебную задачу: 5 шагов

Шаг

Действие

Что получаем

1

Фиксируем запрос

Проблема от руководителя, метрики, кейс

2

Выясняем контекст

Где проявляется проблема: в проектах, коммуникации, документах?

3

Разделяем «не умеет» и «не хочет»

Понимаем, проблема в навыке или в мотивации

4

Проводим мини-интервью

Разговор с сотрудником, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу

5

Формулируем цель обучения

Что человек должен уметь делать после курса



Таблица 4. Как перейти от запроса к задаче обучения: пример

Запрос от руководства

«Хочу, чтобы мастер цеха прошёл курс по планированию, а то у нас вечные проблемы, тормозящие наращивания мощностей темпов производства — детали скапливаются на складе, а на выходе задержки»

Что выявили при анализе

1. Планирование идёт вручную, без учёта межоперационного времени и загрузки оборудования.
2. Мастер не умеет синхронизировать текущий план с фактическими возможностями участка.
3. Нет навыков работы с цифровыми системами диспетчеризации.

Инструменты анализа

- Изучение производственных графиков и отчётов
- Интервью с мастером и технологом

Вывод

Нужен не общий курс по планированию, а точечное обучение по инструментам диспетчеризации и моделированию производственной загрузки. Только на конкретных примерах, с практикой под специфику участка.

 

Какими инструментами воспользоваться HR /руководителю, чтобы провести диагностику

В классический набор инструментов входят:

·       Анкета самооценки (навыки, уверенность, барьеры)

·       Интервью с сотрудниками

·       Аудит внутренних документов, презентаций, писем

·        Метрики (сроки, ошибки, возвраты, повторные обращения)

Эти инструменты позволяют уйти от поверхностной интуиции к конкретным симптомам проблем и доказательной базе.

Как оценить программу до момента оплаты: формат, преподаватели, актуальность

После того как задача обучения сформулирована, HR или руководитель оказывается перед десятками предложений. Все обещают «практику», «сертификат» и «полный апдейт знаний». Но обещания не является критерием. Курс нужно уметь анализировать по составу, а не по громким завлекающим слоганам (таблица 5).

Таблица 5. На что обратить внимание при выборе обучения в первую очередь

Критерий

Что проверять

Почему важно

Преподаватели

Кто ведёт курс: стаж преподавания, регалии, отзывы, практический опыт работы

Нужно не просто передать теорию под диктовку, но и реально разбираться в предмете, ответить на вопросы аудитории, разобрать ошибки.

Хороший бонус – практический опыт работы в сфере, которой касается обучение.

Программа

Актуальность, структура, логика, наличие упражнений, примеров, практика.

Курс должен быть адаптирован к современным задачам и вызовам.

Форма и формат

Какое обучение вам могут предложить: профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации, семинары.

Формы обучения могут быть реализованы в различных форматах: классическое очное, обучение с использованием дистанционных технологий, заочное.

Иногда организации предлагают просто просмотр обучающих роликов, лекций в записи.

В вопросе выбора формы и формата обучения важна гибкость. Нужно обучить всю команду или отдел – целесообразно выбрать корпоративное обучение. Нескольких специалистов можно отправить на обучение в формируемой учебным центром группе. Или обеспечить их подключение к обучению дистанционно (например, если компания хочет сэкономить на дороге и размещении сотрудников в гостинице)

Также важно помнить, что простой просмотр видео не равнозначен повышению квалификации. Важна обратная связь с аудиторией и преподавателем и аттестация.

Документ по итогам (диплом, удостоверение о повышении квалификации, сертификат)

Наличие действующей лицензии

Чтобы официально подтвердить факт прохождения обучения — повышения квалификации, профессиональной переподготовки, обучающийся должен получить соответствующий документ об успешном прохождении обучения.

Выдавать документы установленного государственного образца вправе учебные организации с действующей лицензией.

 

Какие вопросы следует задать учебному центру

Не стоит бояться задавать конкретные вопросы:

  • Есть ли лицензия на образовательную деятельность и где с ней можно ознакомиться?

  • Как часто обновляется программа?

  • Какие практические блоки есть в курсе?

  • Кто ведёт курс, кто автор программы и какова его экспертиза?

  •  Есть ли разбор ошибок или только анализируются «идеальные сценарии»?

Почитайте отзывы об обучающей организации и интересующей вас программе.

Как вписать курс в реальность бизнеса: тайминг, загрузка, KPI

Даже самый точный по содержанию и формату курс может не сработать, если он не встроен в ритм работы компании. Хорошее обучение — это когда речь идёт о том, чтобы встроить процесс развития в бизнес-среду. Без отрыва от задач или с контролируемым отрывом.

Важно! Обучение — это работа. Оно должно быть запланировано, согласовано и, желательно, иметь продолжение в виде внедрения. Это особенно критично при выборе курсов длительностью более одного дня.

О трёх моделях встраивания обучения рассказали в таблице 6.

Таблица 6. Три модели встраивания обучения

Формат

Кому подходит

Как это работает на практике

Интенсив в «мёртвый» сезон

Отделы с сезонной нагрузкой (например, закупки, логистика)

2–3 полных дня в период снижения загрузки. Сотрудники полностью погружаются в обучение, без отвлечения на текучку.

Модульная разбивка

Руководители, ключевые специалисты, сотрудники с плотным графиком

Обучение по 2–3 часа в неделю. Формат подходит, если невозможно на несколько дней исключить человека из процесса.

Кейс-день на выходе

Все уровни персонала

После завершения курса выделяется день на обсуждение внедрения: что берём в работу, что адаптируем под реалии.

 

KPI обучения: как понять, что всё прошло успешно

Существует соблазн «повесить» на обучение метрику удовлетворённости (удобство платформы, комфорт зала, вкус чая и так далее). Но реальный результат — в другом (таблица 7).

Таблица 7. Какие метрики следует оценить после обучения

Метрики

Что оценивается

Как измеряется

Зачем это нужно бизнесу

1. Реакция

Впечатление участников, интерес, вовлечённость

Анкеты, опросы, % завершивших курс, вовлечённость в сессиях

Помогает понять, насколько обучение воспринимается как ценное и полезное

2. Обучение

Усвоение знаний, понимание ключевых тем

Тесты, мини-кейсы, ответы на контрольные вопросы

Показывает, что участники действительно поняли и запомнили материал

3. Поведение

Что изменилось в работе сотрудников

Интервью с руководителями, наблюдение, самодиагностика, ретроспектива проектов

Отражает, насколько знания были перенесены в практику

4. Результаты

Изменения в рабочих метриках и показателях

Снижение ошибок, рост скорости, экономия времени, рост NPS, повышение качества

Даёт прямую связь обучения с бизнес-результатами, позволяет обосновать инвестиции


Как зафиксировать результат: инструменты

  • Опрос до и после обучения: что человек работал раньше /как он работает сейчас.
  • Оценка руководителем: изменилось ли поведение сотрудника.
  • Договорённости после курса: «что внедрим в течение 2 недель».
  • Микропрезентации после обучения: сотрудник делится с коллегами.


Чек-лист: 10 вопросов, на которые стоит ответить перед выбором курса

В заключение даём небольшой чек-лист. Если вы сомневаетесь, правильно ли подобрали программу, ответьте на 10 вопросов (таблица 8).

Таблица 8. Чек-лист для выбора обучающей программы

Вопрос

Галочка

1

Понятна ли конкретная задача, которую решает курс?

2

Есть ли подтверждённая потребность в обучении? (аудит, интервью, метрика)

3

Понимаете ли вы, кому именно из сотрудников это обучение нужно?

4

Проверен ли преподавательский состав и его опыт?

5

Анализировали ли вы структуру и программу курса?

6

Формат курса удобен и реалистичен для вашей команды?

7

Предусмотрена ли работа после курса: внедрение, обсуждение, контроль?

8

Согласовали ли вы ожидаемый результат обучения с руководителем сотрудника?

9

Есть ли метрика успеха? (что должно измениться через месяц)

10

Понимаете ли вы, зачем это обучение бизнесу?

 

Как использовать чек-лист

  • Перед окончательным принятием решения об отправке сотрудников на обучение пройдитесь по таблице.
  • Если есть хотя бы два пункта без галочки — вернитесь на этап анализа.

    Скопируйте чек-лист и добавьте его в свои внутренние инструкции по обучению.

Рекомендуем

Развитие персонала и управление талантами

На курсе слушатели получат инструментарий для формирования политики развития персонала и управления талантами, системы работы с кадровым резервом, познакомятся с успешными практиками и трендами в сфере обучения и развития персонала.

Обучение персонала на производстве: как организовать эффективное обучение рабочих

В ходе курса слушатели получат исчерпывающую информацию по нормативным документам в сфере профессионального обучения рабочих специальностей, узнают на практических примерах особенности организации системы обучения и профессионального развития рабочих, получат уникальные знания по системе наставничества.

Как организовать эффективную систему обучения для персонала рабочих специальностей

На курсе слушатели рассмотрят современные подходы к организации системы обучения и профессионального развития персонала рабочих специальностей, получат знания по системе наставничества, по нормативно-методическому обеспечению в сфере профессионального обучения рабочих специальностей, смогут оценить систему обучения на своем предприятии и наметить векторы ее дальнейшего развития.

Смотреть все программы

Семинары и курсы по обучению и развитию персонала


09.12.25 - 12.12.25   |   Москва
Курс повышения квалификации

Менеджер по обучению: организация системы обучения и развития персонала в компании

В ходе курса слушатели получат системные знания по организации корпоративного обучения, освоят методы и способы организации обучающего процесса, изучат методики оценки эффективности обучения, получат инструментарий для создания самообучающейся организации, формирования политики развития персонала и управления талантами, системы работы с кадровым резервом, познакомятся с успешными практиками и трендами в сфере обучения и развития персонала.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/chek-list-dlia-hr-i-rukovoditeley-kak-vibrat-podhodiashiy-kurs-dlia-sotrudnikov-i-ne-oshibitsia/