В IT-компании руководство запланировало обучение project-менеджеров публичным выступлениям. HR провёл анализ, и оказалось, что 80% проектов — дистанционные. Специалисты практически не занимаются презентацией проектов в офлайн-формате. Куда полезнее и эффективнее для них курс по «управлению онлайн-коммуникацией».
Таким образом, анализ реальны потребностей помог выявить ошибку и направить бюджет в нужное русло. Однако так происходит не всегда.
Руководители компаний и HR-ы нередко допускают ошибки при планировании обучения сотрудников, после чего сетуют, что программа не сработала. Как всё сделать правильно и выбрать ту самое эффективное обучение рассказываем в материале.
Даже специалисты с большим опытом в обучении попадают в ловушки. Это не всегда следствие некомпетентности — чаще эффект высокой загрузки; давления, при котором надо сделать как можно быстрее; желания угодить всем. Однако именно эти ошибки чаще всего поглощают ценность программы.
Ошибка 1. Обучение ради галочки
Что происходит:
HR получает задачу: «Нужно обучить менеджеров». Выбирается популярный курс, группа отправляется, все получают удостоверения.
Что не учли: Нет связи с задачами бизнеса, результат никто не отслеживает, сам курс оказывается слишком общим.
Пример:
Курс по переговорам, в котором нет ни одного примера из B2B-сектора, хотя 100% слушателей — менеджеры по корпоративным продажам.
Ошибка 2. Отправить всех сразу
Что происходит:
Курс заказывает сразу на всю команду, включая тех, кому он не нужен или не актуален.
Почему опасно:
Пример:
Обучение Excel для офиса, где 60% сотрудников уже уверенно работают в системе, а проблема была у трёх человек.
Ошибка 3. Выбор по бренду, а не по содержанию
Что происходит:
Компания выбирает программу из-за известности поставщика, не вникая в содержание курса.
Итог:
Курс может быть сильным, но не совсем по теме (слишком академичный или не под те уровни специалистов).
Ошибка 4. Отсутствие внедрения после курса
Что происходит:
Сотрудник прошёл обучение и вернулся к привычным рутинным действиям. Никто не уточнил, как он будет применять знания.
Почему опасно:
Навыки быстро забываются, а мотивация на изменения исчезает. HR потратил бюджет, но не добился результата.
Решение:
Закладывать follow-up встречи, контрольные сессии, мини-презентации, peer review.
Ошибка 5. «Заказчик — всегда прав»
Что происходит:
HR получает от руководителя задачу и не подвергает её сомнению.
«Им нужно поучиться публичным выступлениям».
«Им нужно тренинг по продажам».
Почему опасно:
Часто за формулировкой скрываются другие проблемы: неуверенность, конфликт, стресс, завал на работе, страх. Нужно анализировать, уточнять, раскладывать задачу на составляющие.
Краткий навигатор по возможным ошибкам собрали в таблице 1.
Таблица 1. Краткий навигатор по ошибкам
|
Ошибка |
К чему приводит |
Как избежать |
|
Обучение ради галочки |
Потеря бюджета и времени |
Связь с задачами, план внедрения |
|
Массовая отправка |
Потеря мотивации и фокусировки |
Точная выборка группы |
|
Ориентация на конкретную область |
Несоответствие задачам |
Изучить содержание, запросить структуру |
|
Нет внедрения |
Навыки теряются |
Закладывать этап «после обучения» |
|
Игнорирование формата |
Низкая вовлечённость |
Анализировать график и привычки |
|
Угождение руководителю |
Ошибочная диагностика |
Проверка гипотез, интервью |
Обучение — это про соответствие трём ключевым координатам (таблица 2).
Таблица 2. Координаты при выборе обучения
|
Координата |
Какой вопрос нужно задать себе перед выбором курса |
|
Задача бизнеса |
Что должно измениться в работе отдела / команды? |
|
Контекст роли |
Какие навыки действительно нужны этому сотруднику? |
|
Точка роста |
Что мешает ему справляться с задачами сейчас? |
Выбирая программу, старайтесь вникать в реальные узкие места своего бизнеса.
Ошибка: подмена задачи обучения идеей «повышения мотивации»
Руководители нередко сталкиваются с соблазном — «отправить сотрудников на обучение, чтобы замотивировать их». Без конкретизации это выглядит абстрактно. Важно понимать, о какой именно мотивации идёт речь. У обучения всегда должен быть результат: новый навык, изменение поведения, повышение эффективности.
HR часто действует в условиях гипотез:
1. «Кажется, у отдела продаж проблемы с переговорами»,
2. «В бухгалтерии не понимают новые нормы»,
3. «Менеджерам не хватает лидерских компетенций».
«Кажется» — не аргумент. Гипотезы нужно проверить и перевести догадки в верифицированную потребность. Это основа профессионального подхода.
О том, как правильно поставить учебную задачу, рассказали в таблицах 3 и 4.
Таблица 3. Как поставить понятную учебную задачу: 5 шагов
|
Шаг |
Действие |
Что получаем |
|
1 |
Фиксируем запрос |
Проблема от руководителя, метрики, кейс |
|
2 |
Выясняем контекст |
Где проявляется проблема: в проектах, коммуникации, документах? |
|
3 |
Разделяем «не умеет» и «не хочет» |
Понимаем, проблема в навыке или в мотивации |
|
4 |
Проводим мини-интервью |
Разговор с сотрудником, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу |
|
5 |
Формулируем цель обучения |
Что человек должен уметь делать после курса |
Таблица 4. Как перейти от запроса к задаче обучения: пример
|
Запрос от руководства |
«Хочу, чтобы мастер цеха прошёл курс по планированию, а то у нас вечные проблемы, тормозящие наращивания мощностей темпов производства — детали скапливаются на складе, а на выходе задержки» |
|
Что выявили при анализе |
1. Планирование идёт вручную, без учёта межоперационного времени и загрузки оборудования. |
|
Инструменты анализа |
- Изучение производственных графиков и отчётов |
|
Вывод |
Нужен не общий курс по планированию, а точечное обучение по инструментам диспетчеризации и моделированию производственной загрузки. Только на конкретных примерах, с практикой под специфику участка. |
В классический набор инструментов входят:
· Анкета самооценки (навыки, уверенность, барьеры)
· Интервью с сотрудниками
· Аудит внутренних документов, презентаций, писем
· Метрики (сроки, ошибки, возвраты, повторные обращения)
Эти инструменты позволяют уйти от поверхностной интуиции к конкретным симптомам проблем и доказательной базе.
После того как задача обучения сформулирована, HR или руководитель оказывается перед десятками предложений. Все обещают «практику», «сертификат» и «полный апдейт знаний». Но обещания не является критерием. Курс нужно уметь анализировать по составу, а не по громким завлекающим слоганам (таблица 5).
Таблица 5. На что обратить внимание при выборе обучения в первую очередь
|
Критерий |
Что проверять |
Почему важно |
|
Преподаватели |
Кто ведёт курс: стаж преподавания, регалии, отзывы, практический опыт работы |
Нужно не просто передать теорию под диктовку, но и реально разбираться в предмете, ответить на вопросы аудитории, разобрать ошибки. Хороший бонус – практический опыт работы в сфере, которой касается обучение. |
|
Программа |
Актуальность, структура, логика, наличие упражнений, примеров, практика. |
Курс должен быть адаптирован к современным задачам и вызовам. |
|
Форма и формат |
Какое обучение вам могут предложить: профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации, семинары. Формы обучения могут быть реализованы в различных форматах: классическое очное, обучение с использованием дистанционных технологий, заочное. Иногда организации предлагают просто просмотр обучающих роликов, лекций в записи. |
В вопросе выбора формы и формата обучения важна гибкость. Нужно обучить всю команду или отдел – целесообразно выбрать корпоративное обучение. Нескольких специалистов можно отправить на обучение в формируемой учебным центром группе. Или обеспечить их подключение к обучению дистанционно (например, если компания хочет сэкономить на дороге и размещении сотрудников в гостинице) Также важно помнить, что простой просмотр видео не равнозначен повышению квалификации. Важна обратная связь с аудиторией и преподавателем и аттестация. |
|
Документ по итогам (диплом, удостоверение о повышении квалификации, сертификат) |
Наличие действующей лицензии |
Чтобы официально подтвердить факт прохождения обучения — повышения квалификации, профессиональной переподготовки, обучающийся должен получить соответствующий документ об успешном прохождении обучения. Выдавать документы установленного государственного образца вправе учебные организации с действующей лицензией. |
Не стоит бояться задавать конкретные вопросы:
Есть ли лицензия на образовательную деятельность и где с ней можно ознакомиться?
Как часто обновляется программа?
Какие практические блоки есть в курсе?
Кто ведёт курс, кто автор программы и какова его экспертиза?
Есть ли разбор ошибок или только анализируются «идеальные сценарии»?
Почитайте отзывы об обучающей организации и интересующей вас программе.
Даже самый точный по содержанию и формату курс может не сработать, если он не встроен в ритм работы компании. Хорошее обучение — это когда речь идёт о том, чтобы встроить процесс развития в бизнес-среду. Без отрыва от задач или с контролируемым отрывом.
Важно! Обучение — это работа. Оно должно быть запланировано, согласовано и, желательно, иметь продолжение в виде внедрения. Это особенно критично при выборе курсов длительностью более одного дня.
О трёх моделях встраивания обучения рассказали в таблице 6.
Таблица 6. Три модели встраивания обучения
|
Формат |
Кому подходит |
Как это работает на практике |
|
Интенсив в «мёртвый» сезон |
Отделы с сезонной нагрузкой (например, закупки, логистика) |
2–3 полных дня в период снижения загрузки. Сотрудники полностью погружаются в обучение, без отвлечения на текучку. |
|
Модульная разбивка |
Руководители, ключевые специалисты, сотрудники с плотным графиком |
Обучение по 2–3 часа в неделю. Формат подходит, если невозможно на несколько дней исключить человека из процесса. |
|
Кейс-день на выходе |
Все уровни персонала |
После завершения курса выделяется день на обсуждение внедрения: что берём в работу, что адаптируем под реалии. |
Таблица 7. Какие метрики следует оценить после обучения
|
Метрики |
Что оценивается |
Как измеряется |
Зачем это нужно бизнесу |
|
1. Реакция |
Впечатление участников, интерес, вовлечённость |
Анкеты, опросы, % завершивших курс, вовлечённость в сессиях |
Помогает понять, насколько обучение воспринимается как ценное и полезное |
|
2. Обучение |
Усвоение знаний, понимание ключевых тем |
Тесты, мини-кейсы, ответы на контрольные вопросы |
Показывает, что участники действительно поняли и запомнили материал |
|
3. Поведение |
Что изменилось в работе сотрудников |
Интервью с руководителями, наблюдение, самодиагностика, ретроспектива проектов |
Отражает, насколько знания были перенесены в практику |
|
4. Результаты |
Изменения в рабочих метриках и показателях |
Снижение ошибок, рост скорости, экономия времени, рост NPS, повышение качества |
Даёт прямую связь обучения с бизнес-результатами, позволяет обосновать инвестиции |
Как зафиксировать результат: инструменты
В заключение даём небольшой чек-лист. Если вы сомневаетесь, правильно ли подобрали программу, ответьте на 10 вопросов (таблица 8).
Таблица 8. Чек-лист для выбора обучающей программы
|
№ |
Вопрос |
Галочка |
|
1 |
Понятна ли конкретная задача, которую решает курс? |
⬜ |
|
2 |
Есть ли подтверждённая потребность в обучении? (аудит, интервью, метрика) |
⬜ |
|
3 |
Понимаете ли вы, кому именно из сотрудников это обучение нужно? |
⬜ |
|
4 |
Проверен ли преподавательский состав и его опыт? |
⬜ |
|
5 |
Анализировали ли вы структуру и программу курса? |
⬜ |
|
6 |
Формат курса удобен и реалистичен для вашей команды? |
⬜ |
|
7 |
Предусмотрена ли работа после курса: внедрение, обсуждение, контроль? |
⬜ |
|
8 |
Согласовали ли вы ожидаемый результат обучения с руководителем сотрудника? |
⬜ |
|
9 |
Есть ли метрика успеха? (что должно измениться через месяц) |
⬜ |
|
10 |
Понимаете ли вы, зачем это обучение бизнесу? |
⬜ |
Как использовать чек-лист
Развитие персонала и управление талантами
На курсе слушатели получат инструментарий для формирования политики развития персонала и управления талантами, системы работы с кадровым резервом, познакомятся с успешными практиками и трендами в сфере обучения и развития персонала.
Обучение персонала на производстве: как организовать эффективное обучение рабочих
В ходе курса слушатели получат исчерпывающую информацию по нормативным документам в сфере профессионального обучения рабочих специальностей, узнают на практических примерах особенности организации системы обучения и профессионального развития рабочих, получат уникальные знания по системе наставничества.
Как организовать эффективную систему обучения для персонала рабочих специальностей
На курсе слушатели рассмотрят современные подходы к организации системы обучения и профессионального развития персонала рабочих специальностей, получат знания по системе наставничества, по нормативно-методическому обеспечению в сфере профессионального обучения рабочих специальностей, смогут оценить систему обучения на своем предприятии и наметить векторы ее дальнейшего развития.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.