Главный энергетик: разрабатываем KPI для энергетической службы предприятия
11.08.2020
От затрат на энергоресурсы зависит, какой будет себестоимость конечного продукта. Поскольку цены на топливо и электроэнергию растут, менеджменту предприятий приходится «ломать голову» над тем, как снизить издержки.
Прежде всего, нужна эффективная система управления службой главного энергетика и правильная мотивация сотрудников. Можно прибегнуть к инструментам KPI. Они помогут спланировать работы и оценить эффективность энергетических служб.
Частый недостаток энергетической службы, который нужно устранить
На некоторых предприятиях энергетические службы заняты исключительно обеспечением надежности и бесперебойности энергоснабжения. Такой стандарт работы передаётся по принципу преемственности ещё со времён СССР, что неправильно. В то время предприятия работали в условиях плановой экономики, и электроэнергия стоила дёшево. Для условий экономики рыночной советские стандарты — непозволительная роскошь.
Сейчас в России претерпела существенные изменения специфика энергетического бизнеса. Появились новые механизмы.
- Поставщики энергии работают в условиях конкуренции. Созданы энергетические рынки и биржи по торговле энергоресурсами.
- Благодаря стратегии поведения предприятия могут управлять стоимостью потребляемых энергоресурсов.
- Средства автоматизации и управления позволяют выполнять учет, контроль и планирование параметров энергопотребления.
- Появились энергосервисные компании, развиваются механизмы энергосервисных контрактов.
У многих компаний есть огромные потенциалы для управления энергетическими издержками. Для этого в систему ключевых показателей эффективности службы главного энергетика предприятия нужно добавить соответствующий аспект.
12 ключевых задач для службы главного энергетика
Энергетическая служба должна решать технологические и экономические задачи. Среди них:
- Организация снабжения всеми видами энергии.
- Обеспечение надёжности, бесперебойности и качества.
- Обеспечение обслуживания, ремонта, безаварийности.
- Поиск ключевых решений в области энергетического менеджмента.
- Разработка и внедрение энергосберегающих проектов.
- Инициализация, реализация и сопровождение энергетических контрактов.
- Автоматизированные учёт и контроль потребления энергоресурсов.
- Анализ и контроль стоимости энергоресурсов.
- Организация мероприятий по снижению издержек на ремонты.
- Организация мероприятий по снижению затрат на материалы и оборудование.
- Обеспечение покупки энергоресурсов на энергорынках.
- Реализация мероприятий по снижению стоимости покупных энергоресурсов через энергорыночные механизмы.
Основными показателями для оценки эффективности работы службы главного энергетика могут стать обеспечение надёжности энергоснабжения и размер снижения затрат на энергопотребление.
Учтите, что затраты могут разделяться по ряду компонентов:
- объектам энергопотребления,
- периоду энергопотребления,
- видам энергоресурсов,
- структуре стоимости,
- сезонности.
Какие ключевые показатели эффективности (KPI) можно использовать
Ключевые показатели эффективности можно подобрать, опираясь на виды учёта и поставленные задачи (Таблица 1).
Таблица 1. Примеры KPI для энергетических служб промышленных предприятий.
KPI |
Описание |
Уровень снижения потребления энергоресурсов (кВтч, кВт в мес. и т.п.) |
Необходимо определить величину энергоресурсов, сэкономленных за заданный период |
Величина сэкономленных средств (руб.) |
Следует рассчитать стоимость сэкономленных средств за оплату энергоресурсов |
Количество предложенных, реализуемых и реализованных проектов по сокращению энергозатрат (ед.) |
Необходимо учесть количество проектов, реализуемых службой за заданный период |
Точность планирования покупки энергоресурсов (%) |
Особенности ценообразования энергоресурсов предусматривают покупку на основании планов (электроэнергия — почасовые планы, природный газ — помесячные). Ошибки в планах увеличивают затраты на покупку энергоресурсов |
Количество аварий и остановок (ед.) |
Следует учесть общее количество аварий и вынужденных остановок производства. Посмотреть, есть ли тенденции к уменьшению, по сравнению с предыдущим учётным периодом |
Длительность плановых, капительных и аварийных ремонтов оборудования (час.) |
Следует учесть временные затраты на выполнение ремонтных операций |
Уровень расхода материалов (ед.) |
Следует учесть количество сэкономленного материала при условии отсутствия потери в качестве и надежности работ (теплоизоляция, задвижки, изолента и т.п.) |
Повышение эффективности отдельного производственного объекта (%) |
Нужно проанализировать изменения показателей эффективности отдельных производственных объектов (цехов, подразделений) |
Подбирать KPI следует индивидуально. Ключевые показатели эффективности для службы главного энергетика можно комбинировать и дополняться в зависимости от типа предприятия и текущих целей.
Рекомендуем
Изучить современные методы организации энергетической службы, лучшие мировые практики энергетических служб, сформировать у главных энергетиков предприятий новые современные эффективные компетенции в управлении одной из важнейших служб предприятия можно на курсе Учебного центра «Финконт»:
Главный энергетик. Управление службой главного энергетика. Курс в Москве + Онлайн-трансляция