Национальная модель целевых условий ведения бизнеса: как планируют улучшить деловой климат к 2030 году

Национальную модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года, ключевые показатели эффективности для её реализации и «дорожные карты» по достижению ключевых показателей утвердило Правительство РФ. В материале привели наиболее примечательные планы мероприятий.

Национальную модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года, ключевые показатели эффективности для её реализации и «дорожные карты» по достижению ключевых показателей утвердило Правительство РФ.

Комплексная система представлена в распоряжении от 29 ноября 2025 № 3523-р. Отмечается, что разработанные мероприятия направлены на помощь предпринимателям в вопросах регистрации бизнеса, уплаты налогов, разрешения споров, получения патентов, развития инновационных производств, подключение к энергетической инфраструктуре. Также в документе представлен блок мер, направленных на изменение законодательства о закупках отдельных видов юридических лиц.

Наиболее примечательные планы мероприятий привели в таблице 1.

Таблица 1. Основные направления национальной модели ведения бизнеса до 2030 года и планы мероприятий

Направление

Планы мероприятий и некоторые ключевые показатели эффективности

Регистрация бизнеса

Разрешить на добровольной основе использовать электронную почту, привязанную к Госуслугам, как основной способ связи с юрлицом. Право предоставят ООО из числа СМСП, если эти компании ведут нелицензируемую деятельность и не оказывают услуги на финансовом рынке.

Реализация этого плана предполагает, в том числе:

  • разработку понятия электронного адреса и требований к нему;

  • разработку (доработку) информационно-технической инфраструктуры для использования электронного адреса в качестве основного источника связи с юрлицом;

  • разработку порядка внесения электронного адреса в ЕГРЮЛ и одновременного ограничения сведений об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа (в случае регистрации юрлица по адресу места жительства лица, осуществляющего полномочия постоянно действующего исполнительного органа).

Разработать концепцию перехода к применению нового единого идентификатора юрлица, заменяющего ряд идентификаторов (ИНН, ОГРН, единый регистрационный номер страхователя).

Налоги

Поэтапно распространить правовой инструмент предварительной квалификации сделок (операций) ФНС России для целей налогообложения («рулинг», мотивированное мнение).

Объединить (отменить) отдельные избыточные формы отчётности по НДФЛ, страховым взносам, сокращение отчётности обособленных подразделений. Перейти к предзаполненным декларациям по НДС.

В частности, разработать для большинства работодателей ежегодных расчётов по 6-НДФЛ вместо ежеквартальных.

Недвижимость

Перейти на реестровый принцип выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию на территории РФ.

Сократить срок раскрытия счетов эскроу с 10 рабочих дней до трёх рабочих дней после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Уточнить положения СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования» для снижения издержек при проектировании несущих конструкций высотных зданий.

Уточнить:

  • положения сводов правил в части ветровых и снеговых нагрузок для зданий и сооружений (частей зданий и сооружений;

  • положения сводов правил в части расчёта железобетонных элементов с круглой и ромбовидной формами сечения;

  • требования по учёту тепловой энергии для зданий с вертикальной (стояковой) разводкой внутридомовых инженерных систем отопления.

Внести изменения в нормативно-технические документы для снижения издержек при проведении расчёта на прогрессирующее обрушение зданий и сооружений.

Энергетика

Разработать механизм стимулирования ресурсоснабжающих организаций и заявителей к исполнению обязательств, связанных с технологическим присоединением.

Установить обязанности сетевой организации и системного оператора рассматривать и согласовывать проект схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств максимальной мощностью менее 50 МВт в случае разработки такой схемы по инициативе заявителя.

Оптимизировать процедуры по технологическому присоединению к электросетям инженерно-технического обеспечения при осуществлении КРТ.

Довести стоимость технологического присоединения к электрическим сетям до экономически обоснованного уровня (с сохранением льгот для социально незащищённых категорий заявителей).

Перейти на расчёт за услуги по передаче электроэнергии исходя из заявленной мощности при технологическом присоединении потребителей.

Коммунальная инфраструктура

Включить центральные тепловые пункты, водопроводных и канализационных насосных станций в перечень объектов, для строительства которых не нужно разрешение.

Перейти к разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по принципу «от потребности, а не от возможности» с оценкой технического и технологического состояния коммунальной инфраструктуры, а также с ранжированием мероприятий для целей модернизации по их технологической и экономической эффективности.

Усовершенствовать подходы дифференцированного установления тарифов на коммунальные ресурсы. 

Стимулировать переход на расчёты за произведённые, переданные и поставленные коммунальные ресурсы на основании показаний приборов учёта, а при их отсутствии — установить стимулирующие меры к их установке.

Упростить порядок получения потребителями перерасчёта (в виде снижения платы за коммунальные ресурсы), если предоставленные комуслуги ненадлежащего качества и (или) предоставлялись с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе с использованием беззаявительного порядка на основании показаний приборов учёта, позволяющих измерять нарушение указанных параметров.   

Трудовые нормы

Проработать изменения в ТК РФ:

  • направленные на повышение гибкости трудовых отношений, включая установление максимальной продолжительности сверхурочной работы до 240 часов в год с согласия работника и оплатой такой работы в повышенном размере;

  • в части совершенствования и расширения практики применения положений, регулирующих ученический договор. 

Оптимизировать процессы при проведении плановой СОУТ на промышленных предприятиях, проанализировать процессы в области СОУТ для определения необходимости совершенствования правового регулирования вопросов такой оценки.

Скорректировать перечень производств, на которых ограничивается применение труда женщин, в сфере транспорта и обрабатывающей промышленности.

Организовать профобучение и ДПО отдельных категорий граждан, включая граждан в возрасте 50 лет и старше, предпенсионного возраста, по востребованным профессиям в рамках нацпроекта «Кадры». 

Профориентировать и маршрутизировать учащихся и выпускников образовательных организаций на конкретные места работодателей.

Финансовые услуги

Проработать меры налогового стимулирования для участия работодателей в программе долгосрочных сбережений.

Распространить налоговый вычет по НЖФЛ на долгосрочные сбережения граждан, на долгосрочные договоры страхования жизни.

Создать дополнительные стимулы для семейных сбережений.

Внедрить новые сервисы с использованием ЕБС в рамках нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» и федеральных проектов, входящих в его состав, во ФГИС КИ.

Для бизнеса:

  • развить сервис переводов В2В-сегмента на стороне кредитных организаций. Рассмотреть возможность увеличить размер максимальной суммы перевода В2В-сегмента в СБП (текущий - 1 млн рублей). Проработать сценарии усовершенствования переводов в системе, в том числе с использованием сервиса выставления электронных платёжных счетов между юрлицами/ИП;

  • расширить регламент платёжной системы Банка России в направлении «24 на 7».

Ввести институт небанковских поставщиков платёжных услуг.

Развивать платформу цифрового рубля.

Патенты и инновации

Создать российскую систему патентной аналитики. 

Создать механизмы, препятствующие регистрации товарного знака без намерения его использовать.

Расширить для бизнеса возможности по защите исключительных прав в административном порядке.

Создать сервис расчёта средней ставки лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности для определения их рыночной стоимости.

Установить возможности выделения долей в исключительном праве на результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации и особенностей распоряжения такими долями.

Закрепить механизмы поддержки экологических направлений:

  • ускоренное рассмотрение заявок на изобретения и полезные модели, имеющие отношение к политике экологической устойчивости;

  • формирование критериев определения значимых для улучшения экологии технических решений и витрины технических решений, значимых для улучшения экологии, на платформе для совершения сделок со всеми правами интеллектуальной собственности.

Интегрировать маркетплейсы с информационными ресурсами Роспатента об изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, товарных знаках, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров.

Конкуренция

Закупки

Внедрить в работу антимонопольных органов ГИС «Антикартель» в целях повышения эффективности пресечения незаконной деятельности.

Ввести механизм электронного обжалования закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц (закупок по 223-ФЗ), включая блокирование заключения договора на период рассмотрения жалобы.

Маркировка товаров

Провести работы по развитию интеграции системы маркировки с другими ГИС.

Проработать меры поддержки бизнеса в вопросах перемаркировки товаров, знаки маркировки на которых после нанесения были испорчены, повреждены.

Международная торговля

Создать национальную цифровую платформу для транспорта и логистики, которая установит единые стандарты цифрового взаимодействия для всех участников и госорганов, обеспечит юридическую силу электронных документов в доверенной среде. Платформа будет включать цифровые профили пользователей, реестры инфраструктуры и транспорта, цифровые паспорта перевозок и механизм «единого окна».

Запустить механизм для постоянного выявления потребностей участников ВЭД на зарубежных рынках в рамках действующих международных соглашений РФ с опорными странами.

Разработать российскую и международную документацию о взаимопонимании по сотрудничеству, включающую вопросы взаимного признания систем добровольной оценки соответствия (стандартов) по ключевой номенклатуре экспорта и импорта. Согласовать документацию с опорными странами.

Участвовать в работе технических комитетов по стандартизации Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Обеспечить механизм гармонизации и (или) взаимного признания результатов добровольной оценки соответствия (стандартов) РФ и опорных стран по ключевой номенклатуре экспорта и импорта.

Разрешение споров

Предоставить сторонам предпринимательских отношений возможность исключить прямым соглашением применение положений законодательства об уменьшении неустойки судом по требованиям о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Ограничить сторонам экономических споров время для представления в первой инстанции доказательств.

Установить возможность взыскания с проигравшей стороны расходов на представителей независимо от того, действуют они на основании трудового или ГПД.

Создать условия для развития профессиональной медиации в установленных сферах, в том числе с учётом документов Комиссии ООН по праву международной торговли.

Закрепить права и обязанности медиатора в судопроизводстве.

Обеспечить оперативную публикацию всех решений СОЮ по гражданско-правовым спорам (по аналогии с актами арбитражных судов).

Установить пороговую сумму взыскания по исполнительному производству, при которой не допускаются арест имущества и ограничение деятельности должника — коммерческой организации.

Банкротство

Создать новую применяемую в деле о банкротстве процедуру или модернизировать существующие реабилитационные механизмы, включая возможность должника подавать заявление о введении реабилитационной процедуры при инициировании дела о несостоятельности (банкротстве).

Ввести регулирование, позволяющее должникам получать кредит после возбуждения реабилитационной процедуры несостоятельности (банкротства).

Исключить или минимизировать случаи применения либо сократить сроки проведения процедуры наблюдения.

Создать механизм торгов, позволяющий обеспечить продажу имущества должника в рамках одной торговой процедуры.

Обеспечить возможность замещать активы путём создания на базе имущества должника не только АО, но и ООО.

Обеспечить получение арбитражными управляющими сведений о должнике в электронном виде.

 

Мониторинг реализации «дорожных карт» будет вестись ежеквартально совместно с бизнесом и экспертным сообществом. 

Рекомендуем

Изменения по охране труда 2026 года

Участники семинара познакомятся с изменениями законодательства 2025-2026 годов, предоставить ответы на сложные вопросы, а также дать практические советы по минимизации рисков для специалиста по охране труда и работодателя.

Закупки по 223-ФЗ: новые требования и практические вопросы применения 223-ФЗ

В рамках программы рассматриваются сложные вопросы практики осуществления закупок по закону 223-ФЗ, новации в законодательстве 2024-25 годов, дается анализ выявляемых нарушений и практические рекомендации по проблемам проведения и участия в закупках по 223-ФЗ.

Оптимизация налогообложения и налоговые риски с учетом изменений в законодательстве с 2026 года

На курсе участники узнают, какие налоговые изменения ждет бизнес в 2026 году, и как оптимизировать налоги не допустив ошибок.

Таможенное регулирование и ВЭД в 2026 году

На курсе рассматриваются изменения в таможенном администрировании в условиях санкций, таможенное декларирование объектов технического регулирования, классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД, практики соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, упрощенная система оценки соответствия, параллельный импорт, специальные таможенные процедуры, таможенная стоимость товаров и таможенные платежи, происхождение товаров, даются рекомендации участникам ВЭД по предотвращению и разрешению таможенных споров.

Цифровые права: ЦФА и иные цифровые права, цифровой рубль, смарт-контракты, криптовалюты и иные альтернативные способы международных расчетов

Слушатели семинара рассмотрят актуальные вопросы правового регулирования цифровых финансовых активов и криптовалют, узнают о преимуществах и недостатках новой вводимой ЦБ РФ формы денег - цифровом рубле, о возможностях и ограничениях при использования цифрового кошелька, платформы цифрового рубля, особенностях осуществления перевода цифровых рублей. Кроме того, будут разъяснены вопросы о смарт-контрактах, их сути, минусах и плюсах по ним, о порядке обращения взыскания кредиторами на криптовалюты должников, использования криптовалют для обхода санкций, использовании цифровых прав в расчетах по ВЭД.

Правовая охрана результатов интеллектуальной собственности компании

На курсе рассматриваются актуальные вопросы и последние изменения в законодательстве в сфере интеллектуальной собственности, новейшая практика по судебным спорам в сфере интеллектуальной собственности, даются практические рекомендации и комментарии экспертов по охране и защите объектов интеллектуальной собственности.

Смотреть все программы

Семинары и курсы по праву


04.02.26-06.02.26   |   Москва
Курс повышения квалификации

Претензионная и исковая работа: актуальные вопросы практической работы

На курсе рассматриваются принципы организации эффективной претензионной работы и участия в исковом производстве, даются комментарии к основным изменениям процессуального законодательства, разбираются прецеденты из практики арбитражных судов. Опираясь на конкретные примеры из юридической практики, эксперты дадут рекомендации о путях разрешения конфликтов, о составлении претензий, заявлений, отзывов, жалоб и иных процессуальных документах, о применении переговорных техник для отстаивания позиций, о предоставлении доказательств по делу, выступлении и изложении позиции в суде.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/nacionalnaya-model-celevyh-usloviy-vedenija-biznesa-kak-planiruyut-uluchshit-delovoy-klimat-k-2030-godu/